Все
разделы

Публикации

Если вы не Маск: как избежать напрасных расходов на ICO

Современные ICO-проекты кардинально отличаются от тех, с которых начиналась токен-индустрия. Вокруг ICO возникла целая отрасль из различных сервисных компаний и агентств. В итоге некоторым проектам сейчас хватает денег только на то, чтобы поставить на сайт фото раскрученного эдвайзера. Как научиться ориентироваться в новом ICO-мире и не потратить средства на кампанию понапрасну?

Мир ICO — стремительные изменения

В теории создать свой токен (электронный ключ к цифровому активу: виртуальным акциям, криптомонетам, смарт-контрактам и пр.) на Ethereum (открытой программной блокчейн-платформе для разработки и поддержки функционирования децентрализованных приложений) может один человек за пару дней. Для ICO еще нужно нарисовать сайт, например на Tilda, и сверстать основной документ ICO-проектов — White Paper (WP, «белая книга»). Это тоже совсем несложно. После этого останется только объявить в социальных сетях и профильных чатах о начале краудсейла токенов, рассказать об идее и «стричь» купоны. В самых первых ICO примерно все так и происходило.

Теперь же конкуренция за внимание инвесторов настолько высока, что одиночка с «белой книгой» уже к ним не пробьется

Теперь же конкуренция за внимание инвесторов настолько высока, что одиночка с «белой книгой» уже к ним не пробьется, если, конечно, он не Илон Маск, Андрей Себрант или рэпер Оксимирон. То есть фигура с приличным общественным капиталом, репутацией и кругом поклонников.

В итоге вокруг токен-индустрии появилась новая прослойка: на предпринимателях с идеями и желанием устроить ICO зарабатывают консультанты, эдвайзеры и маркетинговые агентства. Все они заявляют, что точно знают, как правильно написать WP, настроить медийную рекламную кампанию и в какие криптофонды постучаться, чтобы собрать 50 млн или хотя бы 20 млн долларов. На практике ситуация меняется так быстро, что про приемы, работавшие еще в октябре 2017 года, сейчас уже можно забыть. Что наверняка «выстрелит», не знает никто: нужно пробовать на ходу, строить гипотезы, проверять их и отметать несработавшие. Но есть несколько принципов, помогающих в общих чертах понять направления, в которых необходимо прилагать усилия.

Опыт, сын ошибок трудных

Необходимо минимизировать риск траты времени на непрофессиональных инвесторов

Наша команда стала активно готовиться к ICO в сентябре 2017 года. Хотя, конечно, следить за трендом, изучать рынок и строить свою концепцию мы начали раньше. И вот что мы поняли к данному моменту.

  1.  Идея проекта, качество предлагаемого продукта — главное. Все остальное в проекте — это дополнительные инструменты.
  2.  Привлечение массовых инвесторов, большинство из которых майнеры, похоже на маркетинг в игровом бизнесе или рекламу лакшери-товаров.
  3.  Необходимо минимизировать риск траты времени на непрофессиональных инвесторов. Как ни удивительно, такие есть: начинающие спонсоры или просто «попутчики», пришедшие в тему на хайпе, без своей позиции и понимания того, насколько долго продлится их интерес.
  4.  Приглашенный эдвайзер должен иметь репутацию и готовность участвовать в жизни проекта: посещать конференции, выступать, давать интервью, писать в блогах. Быть реально вовлеченным в проект, болеть за него. Платить просто за фото на сайте не стоит: это выглядит сомнительно.
  5.  По сути, общение с криптофондами — это прямые продажи в B2B: нужно назначить встречу, провести качественную презентацию (и это вовсе не просто красиво нарисованные слайды), поторговаться, обсудить условия (как положительного, так и неблагоприятного исхода сотрудничества — всякое может случиться, и лучше быть к этому готовыми), пожать руки. При необходимости — повторить.
  6.  Есть своя специфика в работе с новой прессой, которая пишет про блокчейн. Это не журналистика в большинстве случаев, а площадки по зарабатыванию на хайпе, маскирующиеся под медиа. Они не пишут про ICO бесплатно. Правда, нам удавалось переубедить несколько таких медиа, детально доказывая, как наш проект повлияет на развитие криптоэкономики, насколько важно заключенное нами партнерство для этой новой индустрии.
  7.  Стоит изучить опыт уже «выстреливших» крупных проектов, посмотреть, сколько у них ушло pre-ICO (сбор денег на подготовку и проведение ICO). При планировании своей кампании к этому сроку нужно добавить еще как минимум месяц. Выход на рынок сотен ICO-проектов приводит к тому, что становится сложнее заинтересовать потенциальных инвесторов, СМИ и криптообщественность. Теперь на это нужно больше времени.
  8.  Популярность и эффективность массовых баунти-кампаний (возможность получить монеты проекта без вложений собственных средств, рекламируя его) спадает: лучше охватить два-три профессиональных и качественных ресурса, чем подключать к проекту тысячу блогеров.
Это не журналистика в большинстве случаев, а площадки по зарабатыванию на хайпе, маскирующиеся под медиа

Все эти детали, конечно, неизвестны предпринимателю с идеей. Поэтому такие предприниматели, как правило, легко идут на то, чтобы заплатить консультантам живыми деньгами и/или отдать часть оплаты будущими токенами.

Сколько вешать в граммах

Как правило, на ICO уходит 7—15% суммы, которую проект планирует привлечь

Как правило, на ICO уходит 7—15% суммы, которую проект планирует привлечь. Скажем, основателю проекта необходимо «поднять» 10 млн долларов, для того чтобы получилось достичь всех целей по бизнес-плану. В этом случае нужно готовиться выложить до 1,5 млн долларов, включая бюджеты на прямую рекламу, которые распределятся на РФ, США и Азию. Стоит брать в расчет, что бюджет на маркетинг и баунти почти в два раза превысит расходы на юристов, структурирование и технологическую часть.

Также важно, насколько команда, включая сооснователей, погружена в мир хай-тека: чем дальше участники проекта от современных технологий, тем больше придется вложить в ICO.

Наше ICO еще впереди: presale пройдет с 1 февраля по 1 марта 2018 года. Из-за высокой волатильности рынка криптовалют мы зафиксировали стоимость в количестве эфиров, эквивалентных $0,1. Затем 10 марта начнется открытая продажа токенов, которая продлится до конца апреля и подразумевает выпуск 400 млн FCT (soft cap — 5 млн долларов).

В разработку продукта и подготовку к ICO на первой стадии мы вложили 1,2 млн долларов

Я готов озвучить цифры по подготовке ICO. Faceter занимается «умным» видеонаблюдением с использованием технологий искусственного интеллекта (ИИ), нейросетей и блокчейна. Мы уже заключили ряд партнерских соглашений и успешно завершили три proof-of-concept-проекта с бизнес-клиентами. Благодаря этому компания начнет получать выручку в 2018 году. В разработку продукта и подготовку к ICO на первой стадии мы вложили 1,2 млн долларов.

Мы хотим сделать «умное» видеонаблюдение доступным обычным людям, домашним пользователям и малому бизнесу. Из-за высокой стоимости вычислений подобные системы сейчас по карману только крупным предприятиям и государственным структурам. Чтобы создать версию Faceter для массового рынка, мы планируем построить инфраструктуру, в которой майнеры смогут предоставлять свои вычислительные мощности под наши задачи. Это масштабные разработки, и для них требуется дополнительное финансирование.

Мы конкурируем с Google, Amazon и прочими «акулами», а также с небольшими стартапами

Faceter планирует выпустить свой продукт в первой половине 2019 года, чтобы успеть обогнать конкурентов. Решения с использованием компьютерного зрения и нейронных сетей для домашних пользователей будут горячей темой в 2018 году. Здесь мы конкурируем с Google, Amazon и прочими «акулами», а также с небольшими стартапами. Поэтому нам просто необходимо ориентироваться не только на классический, «медленный» способ инвестирования (привлечение бизнес-ангелов, венчурных фондов или стратегических инвесторов), но и на краудфандинг с ICO. По нашим расчетам, мы сможем достаточно быстро развиваться, если привлечем от 5 млн долларов.

В заключение отмечу, что независимо от того, как быстро и сколько мы соберем денег, все равно будем развивать проект. Мы убеждены, что «умное» видеонаблюдение — актуальный для общества и государства продукт.

Владимир Черницкий , для Банкир.Ру