Все
разделы

Публикации

МФО на ICO: и хочется, и колется

В поисках новых источников фондирования российские микрофинансовые организации стали активно присматриваться к рынку криптовалют и ICO. Отдельные МФО даже готовы дать грант на всестороннее изучение этой темы. Впрочем, в отсутствие законодательного регулирования криптовалют в России делать конкретные шаги МФО пока не готовы. 

Bankir.Ru опросил российские микрофинансовые компании об их  отношении к ICO и перспективе фондироваться криптовалютами. Из опрошенных компаний возможность выхода на ICO рассматривали только в ГК «Русмикрофинанс», рассказал ее председатель совета директоров Евгений Аболонин. Однако после детального изучения вопроса в компании пришли к выводу, что пока это невозможно. Большинство МФО заявилb, что внимательно следят за ситуацией, но выходить на ICOпока не планируют, предпочитая фондироваться «традиционными» деньгами  (фиатом).

ICO (Initial coin offering, или первичное размещение монет) — это процесс привлечения фондирования в виде криптовалют, которые компания может обменять на деньги и использовать для развития бизнеса. Для этого компания, проводящая размещение, выпускает собственную виртуальную валюту — токены. Инвесторы могут потратить их на услуги компании или перепродать. Для покупки токенов в основном используют популярные криптовалюты — биткоин или Ethereum. Ранее газета «Ведомости» со ссылкой на TokenReport сообщала, что с начала года в мире провели 172 ICO на 2,27 млрд. долларов.

По словам участников рынка, МФО заинтересованы в поисках новых путей фондирования,  в том числе с помощью криптовалют.

МФО постоянно испытывают недостаток ликвидности, поэтому любой источник привлечения средств будет для них интересен

«МФО постоянно испытывают недостаток ликвидности, поэтому любой источник привлечения средств будет для них интересен», — отмечает генеральный директор сервиса онлайн-займов «Робот займер» Сергей Седов.

«В таком финансировании могут быть заинтересованы компании, которые не имеют совсем или имеют ограниченный доступ к классическим формам привлечения средств — например, стартапы или небольшие онлайн-МФО», — считает финансовый директор группы Eqvanta Илья Соловий. В ГК «Русмикрофинанс» даже готовы дать грант на исследование криптовалют, говорит Евгений Аболонин.

Пять способов найти деньги для МФО: от классики до фантастикиУ банка денег не получить. Особенно если ты – МФО. Где искать другие источники фондирования и какие способы получения средств являются наиболее перспективными? Эту тему обсуждали участники форума MFO Russia Forum, прошедшего 3 октября в Москве.

Впрочем, выходить на рынок криптовалют и привлекать деньги на ICOкомпании пока не готовы. Основная причина – отсутствие законодательного регулирования. «Сегодня вся деятельность МФО регулируется ЦБ. Что нельзя сказать про регулирование такой сферы, как ICO», — отмечает генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Борис Батин. По его словам, пока ни в одной стране в мире нет законодательной базы, которая регулировала бы эту сферу. Хотя в некоторых странах, например, в США регулятор очень пристально наблюдает за компаниями, которые планируют первичное размещение.

«Криптовалюты и вся эта шумиха, которая возникла в последнее время - безусловный тренд. Это модно, а значит - привлекает избыточное внимание. При этом криптовалюты вне закона в России, о чем уже неоднократно высказывались представители мегарегулятора», — отмечает Евгений Аболонин. По его словам, МФО, которые включены в реестр ЦБ, работают на легальном и прозрачном рынке микрофинансирования, поэтому никакие ICO невозможны — такие размещения вне закона.

О юридических и технологических барьерах говорят и представители цифровой отрасли. По мнению руководителя проекта DigRate Арсения Пояркова, в России отсутствует правовой статус токена. Поэтому наиболее простая и логичная структура инвестирования в виде займа оставит криптоинвесторов без каких-либо юридических гарантий. «Необходимо приложить серьезные усилия по обеспечению безопасности. Технология откровенно сырая. И существует достаточно скандальных примеров, когда собранные средства на ICO или воровались хакерами, или оказывались замороженными в недрах блокчейна, становясь недоступными ни для инвесторов, ни для команды, проводившей ICO», — рассказывает генеральный директор компании «Фандери» Эдуард Ланчев.

Для российских потенциальных инвесторов в МФО еще один барьер — это стоимость инвестиций

При этом важно понимать, что ICO не является средством решения проблем компаний с текущей ликвидностью, кассовыми разрывами или нехваткой оборотных средств,  уточняет Ланчев.  По его словам, ICO изначально появился как вид краудфандинга. То есть с его помощью  инвесторы финансируют новые и одновременно перспективные на их взгляд проекты. «Средний размер инвестиций от одного инвестора в успешное ICO составляет всего около трех тысяч долларов. Но за счет большого числа инвесторов ICO проекты собирают весьма значительные суммы, миллионы, иногда десятки миллионов долларов», — поясняет Эдуард Ланчев. 

При этом для российских потенциальных инвесторов в МФО еще один барьер — это стоимость инвестиций. Физические лица в России могут инвестировать только в микрофинансовые компании (МФК) и только суммы свыше 1,5 млн рублей. По мнению Сергея Седова, токены с таким номиналом не найдут широкого спроса из-за дороговизны.

Кроме того, не каждый инвестор согласится вкладывать такие деньги в развитие МФО. «Первое честное ICO для МФО можно будет провести после легализации криптовалют. Однако целесообразность подобного действия под вопросом, — отмечает Арсений Поярков. — Если мы говорим об абсолютно прозрачном размещении, где инвесторы хотят заработать на росте бизнеса, а не на поисках дилетантов на биржах, кому можно втридорога продать токен, то получается, что инвестировать есть смысл только в очень рентабельные бизнесы. К коим МФО отнести затруднительно».

В таких условиях вероятность того, что в ближайшее время российская МФО выйдет наICO, маловероятна. А компании, заявляющие о подобных намерениях, скорее хотят привлечь к себе внимание, считают эксперты. «Существуют проекты, которые декларируют проведение ICO для МФО, но по сути таковыми не являются, а используют модное словосочетание скорее для маркетинга», — поясняет Арсений Поярков. «Первые заявления о таких планах будут носить рекламный характер. Реальное привлечение средств через ICO произойдет не раньше, чем через 5 лет — при условии, что не будет резких изменений в правовом статусе и условиях работы МФО», — полагает Сергей Седов. 

Валерия Францева , для Банкир.Ру