Все
разделы

Публикации

Андрей Степаненко (Райффайзенбанк) о том, что нужно сегодня клиенту от банка и банку — от регулятора

«Денег нет, но вы держитесь» — этот свежий мем от Дмитрия Медведева можно смело адресовать почти любому в России. В том числе и банкирам, работающими с физическими лицами. Падение доходов россиян, принятие антиколлекторского закона, а также пресловутая «новая реальность» — этот аккуратный эвфемизм того положения, в котором оказалась наша экономика… Как выжить банкам в таких условиях? Об этом — в блиц-интервью заместителя председателя правления Райффайзенбанка Андрея Степаненко.

— Доходы населения падают и будут падать дальше. Правительство уже озвучило, что выходить из кризиса будет за счет граждан, не допуская роста доходов. Как это будет влиять на розничный бизнес российских банков?

— Среди банков будет намного более сильная конкуренция. Действительно, такого, к чему мы привыкли, когда каждый год реальные доходы населения росли на 5–6–7%, уже не будет. Но и такого резкого падения, минус 10% реальных доходов, которое случилось в прошлом году, больше ожидать не стоит. Думаю, реальные доходы будут колебаться на уровне около нуля, а номинальные даже показывать небольшой рост. Все же у нас выборы скоро.

При таком уровне номинальных доходов банкам придется сильнее конкурировать за клиентов.

— Каким образом?

Любой банковский продукт должен иметь дополнительную стоимость

— Я бы выделил два направления. Первое — это делать правильные предложения правильным клиентам. Сейчас становится критически важным понимать, что именно нужно клиентам из продуктов и услуг, и быть способным это предложить. Любой банковский продукт должен иметь дополнительную стоимость. Например, сейчас никому не нужна просто банковская карта. Нужно сделать ее ценной для клиента, и эта ценность должна быть для него осязаемой, очень конкретной. Например, широкая банкоматная сеть, позволяющая снять наличные без комиссии, уникальная программа лояльности, особый кредитный лимит. Важно найти то, что сделает жизнь вашего клиента удобнее.

И второе направление — технологии. Это интернет- и мобильный банк. Это платежи, это переводы с карты на карту, это оплата базовых услуг более удобным способом. Вот те банки, которые активно развивают это направление, а это могут делать в основном банки, у которых есть определенный финансовый ресурс, которые уже имеют масштаб клиентской базы, вот те банки и будут дальше консолидировать рынок и выигрывать.

— Какие действия Центробанка помогли бы розничному бизнесу банков в текущей ситуации?

В интересах регулятора и государства — занять более жесткую позицию по отношению к наличному обороту

— Я думаю, в интересах регулятора и государства — занять более жесткую позицию по отношению к наличному обороту. Карточный бизнес банков выгоден государству. Во-первых, тут меньше места для криминала и теневых схем, а во-вторых, это дешевле. Не надо платить за инфраструктуру — доставку и хранение наличных. Вот в этой сфере участие регулятора могло бы помочь банкам.

Во-вторых, крайне важно поддерживать и развивать рынок ипотеки.

— Следует продолжить программу господдержки?

Существует много инструментов, которые будут развивать рынок и не потребуют больших финансовых затрат от государства

— Формат может быть разный. Не обязательно господдержка. Не обязательно просто отдавать деньги государства. Существует много инструментов, которые будут развивать рынок и не потребуют при этом больших финансовых затрат от государства. Например, это закладные ипотечные бумаги. Когда-то у нас был рынок таких закладных, и сегодня это было бы снова востребованно.

— Недавно вы представили новую дебетовую карту «Афиша Рестораны MasterCard World», подчеркнув, что она уходит в более массовый сегмент, чем аналогичные продукты и чем пакеты, в рамках которых она предлагается. Более того, ее можно заказать вне пакета. Что это, ответ на кризис и на падение доходов населения?

— Нет, просто мы видим, как меняется стиль жизни людей в крупных городах. Как рестораны, кафе, спорт-бары становятся частью нашей повседневной жизни. И мы хотим больше соответствовать запросам своих клиентов, которых у нас в одной только Москве больше миллиона. Это то самое первое направление, о котором я сказал чуть ранее.

— А в плане технологий что вы собираетесь делать?

— На днях мы запустили в нашем мобильном приложении функцию пополнения карт Райффайзенбанка с карт чужих банков. Вначале осени мы представим наш новый интернет-банк. Наш интернет-банк, думаю, и так один из лучших на рынке с точки зрения функциональности, но визуально он устарел. Мы хотим, чтобы он выглядел более современно.

— По итогам первого квартала банк сократил прибыль более чем на 29%. Каких результатов вы ожидаете по итогам первого полугодия?

— Мы не делаем публичных финансовых прогнозов, поскольку Raiffeisen Bank International — это публичная компания. И ее акции очень сильно зависят от состояния дел у ее российской «дочки».

Милена Бахвалова , Банкир.Ру