Все
разделы

Публикации

«Автоматизация может поставить банк в зависимость от сбоев»

Автоматизируя бизнес-процессы в банке, надо всегда иметь запасной вариант работы, если одна из систем даст сбой. В противном случае ускорение и удешевление бизнес-процессов может обернуться долгим прерыванием операционной деятельности, что нанесет бизнесу серьезный урон.

Юрий Корешков, руководитель управления по работе с банками центра программных решений компании «Инфосистемы Джет»

В целом автоматизация бизнес-процессов оказывает, несомненно, положительный эффект. Это связано с многократным ускорением процессов внутри банка, что уменьшает издержки на операционную деятельность. Снижение издержек можно увидеть на примере кредитного конвейера. До автоматизации процесс мог занимать неделю-две, после — от обращения клиента по различным каналам обслуживания до выдачи кредита проходит порядка 30 минут. Аналогично с формированием справки о состоянии счета для клиента. До автоматизации справка собирается вручную дня три, после — за несколько минут.

Замечу, что любой современный банк имеет дистанционное
банковское обслуживание и пластиковые карты, которые без автоматизации невозможны.

Долгосрочный эффект (в масштабе более года) сможем увидеть, если автоматизируем, например, административно-хозяйственную деятельность банка. В данный процесс входит как бесперебойное обеспечение всем необходимым головного офиса, так и филиальной сети банка. Тем самым возможно нивелировать риски просроченной задолженности по аренде, планировать затраты на закупку товаров и услуг.

Если сотрудники умеют работать только в автоматизированных системах, то при любом сбое системы бизнес замирает до устранения сбоя

Краткосрочный же эффект может быть достигнут путем автоматизации, например, очередей в отделениях банка, либо автоматизации дистанционных каналов обслуживания клиентов. В случае электронных очередей мы повышаем качество предоставляемых клиенту услуг, тем самым увеличиваем лояльность. В случае дистанционных каналов обслуживания — увеличиваем конверсию клиентов.

Автоматизация бизнеса может вызвать зависимость. Я поясню: если сотрудники умеют работать только в автоматизированных системах, то при любом сбое системы бизнес замирает до устранения сбоя. Это может быть как кратковременный сбой, так и долговременный, до нескольких часов. Если речь идет о business-critical-системах, то потери могут быть значительными. Автоматизация также может повлечь увеличение бюрократии в бизнес-процессах. Чтобы избежать этих проблем, нужно предусмотреть как альтернативные сценарии прохождения бизнес-процесса, так технологическое резервирование аппаратных и вычислительных ресурсов.

Из минусов коробочного решения можно отметить следующее:

  • требуется административное изменение процессов банка под готовые процессы «из коробки»,
  • сложность интеграции «коробки» в ландшафт банка,
  • необходимость ежегодной покупки лицензий,
  • масштабирование коробочного решения в большинстве случаев ограничено платформой.

Из плюсов:

  • быстрое внедрение,
  • низкая стоимость по сравнению с заказной разработкой,
  • наличие готовых процессов для «горячего» старта.

Стоит упомянуть, что коробочные решения бывают разными: можно купить «черный ящик», который поддерживать и внедрять может только вендор, а можно купить гибко настраиваемое решение, которое возможно внедрять штатными ИТ-специалистами.

Что касается минусов заказной разработки, то к ним можно отнести продолжительный период реализации и внедрения продукта, а также значительные денежные вливания и человеческие ресурсы клиента. Плюсами же являются полностью уникальные бизнес-процессы, учитывающие все особенности клиента, и унифицированные технологии, на которых разработано программное обеспечение, что «развязывает» руки клиенту по привлечению исполнителей дальнейших работ с решением.

В завершение отмечу, что стоимость поддержки и сопровождения как заказных, так и коробочных решений в большинстве случаев сопоставима.

Михаил Дьяков , Юрий Корешков , Банкир.Ру