Все
разделы

Публикации

«При грамотном подходе риски внедрения автоматизации стремятся к нулю»

Автоматизируя бизнес-процессы в организации, нужно думать вперед. То, что сейчас не является проблемой, может серьезно затормозить развитие компании уже через несколько лет.

Максим Болышев, заместитель директора департамента банковского ПО RS-Bank компании R-Style Softlab

Если попробовать оценить эффект от автоматизации в целом, то можно сказать, что с ее помощью банку удается сократить время выполнения бизнес-процессов, уменьшить трудозатраты, повысить качество обслуживания клиентов. Но если рассматривать каждый процесс в отдельности, то автоматизация может по одним показателям срабатывать противоречиво, но обеспечить выигрыш по другим. Все зависит от того, как измерять и оценивать эффективность.

Очень условно можно разделить все бизнес-процессы в банке на две группы:

  • внешние или клиентские — как правило, их автоматизация приносит эффект сразу или спустя небольшой промежуток времени;
  • внутренние — как правило, эти вложения рассчитаны на более долгосрочный эффект.

Если мы говорим о втором варианте, то сначала необходимо определиться, по каким параметрам оценивать результат, как краткосрочный, так и долгосрочный, так как результаты через два года или пять лет могут радикально отличаться.

В какой-то момент целый ряд сложных интеграционных задач без внедрения шины может оказаться неподъемным

Если представить себе достаточно крупный банк, который год от года растет и развивается, то как пример автоматизации процессов взаимодействия систем в банке можно привести внедрение интеграционной шины. Само по себе внедрение интеграционной шины в банке — мероприятие непростое и затратное. После внедрения при попытке подвести итоги может показаться, что действие было лишним, ведь и без него все работало. Однако если банк активно растет, то его потребности в интеграционных процессах и их поддержке постоянно увеличиваются. В этом случае высок риск лавинообразного нарастания проблем. В какой-то момент целый ряд сложных интеграционных задач без внедрения шины может оказаться неподъемным. Тогда интеграционная шина становится тем заделом, который гарантирует управляемость, а кроме того, дает возможность получить экономический эффект через три-пять лет.

Внедрение скоринговой модели в банке может привести к пересмотру политики выдачи кредитов или появлению дополнительной возможности для работы на смежных рынках

При грамотном подходе риски внедрения автоматизации стремятся к нулю. Для этого сначала автоматизируемый бизнес-процесс описывается, «рисуется» его схема, определяются показатели эффективности, факторы влияния, варианты оптимизации, и только после этого принимается решение об автоматизации. А по итогам оцениваются результаты по эффективности оптимизации и достижению требуемых целей. Отдельно стоит отметить тему рисков, связанных с влиянием автоматизации одного бизнес-процесса на другой. Например, внедрение скоринговой модели в банке может привести к пересмотру политики выдачи кредитов или появлению дополнительной возможности для работы на смежных рынках (или, наоборот, станет ясно, что нужно сворачивать бизнес). Все эти риски при автоматизации бизнес-процессов необходимо учитывать на начальном этапе и, естественно, не допускать отрицательного эффекта.

Среди плюсов коробочного решения я бы отметил скорость внедрения, более привлекательную стоимость, по сравнению с заказной разработкой, возможность выбора, связанную с тем, что на рынке, как правило, есть немало коробочных продуктов, более низкую стоимость сопровождения, наличие поддержки законодательства, которую вендор чаще всего включают в сопровождение. Среди минусов — невозможность учесть бизнес-процесс в конкретном банке.

В числе достоинств заказной разработки отмечу возможность создания уникального решения или продукта, максимально соответствующего поставленной задаче, реализации более гибких доработок под специфику банка. Среди недостатков — более высокую стоимость разработки, сопровождения, более значительные затраты времени.

Михаил Дьяков , Банкир.Ру