Все
разделы

Публикации

«Прежде чем автоматизировать — оптимизируй»

Автоматизация давно установившихся бизнес-процессов не даст положительного бизнес-эффекта. Сначала необходимо преобразовать их, приведя в соответствие с новым подходом.

Николай Кромин, советник генерального директора компании «Инверсия»

 

На мой взгляд, сама по себе автоматизация не дает прямого экономического эффекта, если это, например, роботизация, влекущая за собой ускорение процесса, повышение точности и качества, сокращение персонала. В отраслях, которые нельзя роботизировать, эффект от автоматизации измеряется иначе. Необходимо учитывать, что сама автоматизация требует немалых затрат.

– Основным положительным результатом автоматизации бизнес-процессов является их оптимизация.

 

Автоматизация бизнес-процессов «как есть» не даст бизнес-эффекта, а, наоборот, приведет к лишним затратам и недовольству персонала

Внедрение автоматизированной системы предполагает изучение бизнес-процессов и в большинстве случаев их изменение с учетом новых возможностей. Автоматизация бизнес-процессов «как есть», то есть «засовывание» существующих процессов в автоматизированную систему, уж точно не даст бизнес-эффекта, а, наоборот, приведет к лишним затратам и недовольству персонала.

Итак, я бы сказал, что бизнес-эффект является опосредованным и выделил бы основные направления, на которых бы он отразился:

– Оптимизация бизнес-процессов.

– Повышение прозрачности и управляемости для руководства.

– Автоматизация рутинных операций.

– Возможное сокращение персонала, связанное с автоматизацией рутинных операций. Но этот эффект может оказаться несущественным, так как остающийся персонал должен быть более квалифицированным и высокооплачиваемым.

Отдельно можно отметить тенденцию на распространение электронного банкинга. В этом случае бизнес-процессы обслуживания клиентов уходят в интернет, что прямо снижает расходы на содержание помещений и персонала.

Как всегда, и у коробочных, и у заказных продуктов есть свои плюсы и минусы. Рассмотрим их подробнее. Основные плюсы коробочного продукта — его готовность к использованию без предварительной подготовки, простота установки, наличие стандартных решений, доступность и отлаженность технической поддержки. И, пожалуй, самый важный плюс — затраты на приобретение и поддержу существенно меньше, чем при заказной разработке.

Основной плюс заказного продукта — его соответствие всем требованиям и пожеланиям заказчика

Основной минус это то, что продукт представляет собой уже готовое решение, часто лишенное гибкости и возможности изменения технологии. Значит, заказчик вынужден менять свои бизнес-процессы в соответствии с возможностями коробочного продукта. Также минусом коробочного продукта может быть снятие с поддержки в связи с выпуском нового, якобы улучшающего возможности.

Плюс заказного продукта — его соответствие всем требованиям и пожеланиям заказчика. Минусы тоже ощутимы, это стоимость и сроки разработки, необходимость содержать специально обученный персонал ИТ и постановщиков задач, сложность поддержки уникального решения, зависимость от поставщика в случае необходимости внесения изменений.

За последние годы я не встречал, за исключением, может быть специальных ситуаций, когда заказывалась полностью новая разработка. Коробочные разработки тоже не пользуются популярностью на банковском рынке в связи с реалиями и многообразием банковского бизнеса, вступающими в противоречие с технологическими ограничениями коробочных продуктов. Нужно отметить, что коробочные продукты редко рассчитаны на обработку больших объемов данных.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что наиболее оптимальным решением является комбинированное. Такое решение представляет собой серийный программный продукт, разработанный компанией, специализирующейся именно на разработке ПО в данной области.

В таком продукте, как правило, уже имеются варианты стандартных технологических вариантов. Конкретная технологическая схема может быть реализована настройками. В принципе, такой продукт может быть на первых порах использоваться as is, что снизит первоначальные затраты. Тем не менее остается возможность внесения разработчиком изменений в программу по пожеланиям заказчика, что приближает его к заказному. Естественные плюсы такого подхода — наличие штатной поддержки, возможность снижения затрат при поэтапном внедрении, возможность внесения изменений в программу.

То есть при таком подходе плюсы коробочного и заказного продукта объединяются, а минусы нивелируются.

Михаил Дьяков , Банкир.Ру