Все
разделы

Публикации

Данил Гусев о Space Moscow: «Не знаешь чем заняться — запусти акселератор»

«На рынке говорят так: «Не знаешь чем заняться — запусти акселератор», сетует управляющий партнер фонда Digital Space Данил Гусев. Он уверен, что суть — в деталях, и Space Moscow в состоянии предложить финтех-проектам нечто принципиально новое. Гусев настаивает, что только умение применять уникальные особенности локальной культуры финуслуг позволит проектам из России преуспеть на международной арене. 

Space Moscow — это виртуальная программа преакселерации, созданная фондом Digital Space при поддержке двух зарубежных партнеров: сети акселераторов Startupbootcamp и организатора конференций по финтеху NextBank. Отбор проектов для участия начнется в марте и продлится 12 недель. Планируется, что по итогам преакселерационной программы фонд отберет 5 проектов. Им фонд оплатит акселерацию в одной из трех программ глобальной сети Startupbootcamp.

 

Фонд Digital Space готов инвестировать в проекты в обмен на 10-15% от портфеля компании. Для сравнения: посвященная работе с финтех-проектами лондонская программа Startupbootcamp (SBC) Fintech, одна из программ глобального бренда SBC, к которому в будущем хочет присоединиться Space Moscow, «просит» за развитие проектов 6% от портфеля компании. Созданный группой финансовых компаний QIWI акселератор QIWI Universe дает лучшим $20 тыс. в обмен на долю в 8%.

 

На их фоне инициатива фонда Digital Space выглядит так: он готов работать с более сырым материалом, но и за большую долю.

Как будет работать Space Moscow?

— Некорректно называть Space Moscow акселератором. Для экономии энергии делаем не физический акселератор, а учебную программу преакселерации в виртуальном пространстве. Эксперты фонда и международная команда менторов обеспечивают проектам:

  • профилирование относительно способностей с точки зрения рынка, где мы смотрим проекты способные масштабироваться и решать глобальные задачи экономически целесообразным способом
  • наличие технической возможности, которую проанализируют

Outward out вместо outside in

По словам Гусева, главное отличие новой программы от уже существующих в том, что российские финтех-акселераторы традиционно финансируют технологии для внутреннего рынка, outside in. Space Moscow предлагает альтернативный взгляд на предмет: работать с командами, «калибровать» проекты и дать лучшим возможность попробовать свои силы на глобальном рынке, то есть двигаться outward out.

Программа преакслереации — возможность сфокусировать команды, которые готовы доказывать международный потенциал своих идей, и обеспечить им подготовительный этап перед поступлением в уже доказавший свою эффективность акселератор. Фонд берет на себя финансовую и организационную поддержку пребывания проектов в акселераторе. Москва пока остается на периферии технологических процессов, и предполагается, что акселерацию проектам лучше проходить за рубежом.

Москва очень перспективный город в плане зарождения новых форм удовлетворения финансовых потребностей, но большинство идей здесь — клоны проектов с внешних рынков, который не учитывают местную специфику и поэтому не смогут взлететь.

Создатели программы обещают лучшим из стартапов:

  • инвестиции в объеме $15 тыс. на развитие команды и продукта
  • покупку услуг на сумму до $150 тыс. для каждой команды на основании потребностей, утвержденного плана и наличия услуг в пуле провайдеров акселератора;
  • оплату участия в программе акселерации ведущего международного акселератора по fintech и insurtech в Лондоне, Нью-Йорке или Сингапуре, включая логистику и проживание;
  • помощь в организации пилотов для проверки проектов с российскими и международными партнерами.

Наша задача — научить проекты видеть глобальную перспективу и характерные именно для российского рынка условия. В конечном счете, именно это определит их стоимость для нас как для фонда.  Внимание партнеров больше сфокусировано на решении глобальных проблем. Мы сотрудничаем с российскими институтами развития и мега-регулятором, изучаем лучшие формы управления экосистемой и подчинения ее стратегическим задачам в локальной географии.

Какой европейский или американский акселератор взят за образец?

— За образец будущей акселерационной программы мы взяли Startupbootcamp (SBC), с которым команда фонда Digital Space давно знакома. Мы хотим соединить нашу программу с их глобальным «зонтиком» из 13 программ, которые проходят по всему миру. Не делать свой бренд, а начать совместный проект преакслереации, и в идеале превратить в акселерационную программу под брендом SBC.

Проекты на какой стадии вы ждете в преакселератор?

Мы готовы рассматривать проект при условии, что:

  • оформлена идея
  • понятен рынок
  • описан сценарий потребления и понятны ключевые потребности рынка
  • описаны технология и подход к решению
  • команда юридически оформлена или находится на стадии оформления
  • команда хочет попробовать свои силы на международном рынке финтех-проектов

Могут ли быть российские финтех-разработки интересны за рубежом?

— Могут и уже имеют успех. Примеры — Revolut, Cybertonica в программах акселерации L39 и SBC соответственно. Есть интересный американский проект Frank, сделанный выходцами из России. Есть еще очень много примеров, когда команды из РФ смогли пробиться. Мы хотим помочь следующей когорте команд, мыслящих глобально, делать это с меньшими финансовыми, организационными и прочими затратами.

Есть ли у вас примеры сделок российских финтех-стартапов с европейскими или американскими компаниями?

— Примеров сделок российских финтех-компаний с зарубежным бизнесом очень мало, в последнее время такие кейсы вообще стараются не афишировать. Репутация бренда «Россия» очень сильно испорчена международно-политическими событиями.

Как быстро можно понять, что идея стартапа «взлетит»?

— В идею можно поверить, проверив ее достаточно быстро,  в течение 2-4 недель. Мы не говорим, что резко увеличим процент успеха самих команд, но мы поможем им быстро определить достоинства и недостатки проекта и наметить план и KPI, чтобы его улучшить. Мировая практика показывает, что около 80% проектов отсеивается на этапе на преакскелерации и акселерации. И только 20% из отобранных и прошедших программу имеют первые продажи. Вход в программу — не финишная черта, а скорее, допинг-проба перед марафоном. И, продолжая аналогию, наша задача — помочь избавиться от токсинов, туманящих мозг идеей, а не бизнес-параметрами.

Какие направления финтех-проектов фонд готов рассматривать для инвестирования?

Нас интересуют глобальные тенденции:

  • технологии, обеспечивающие оборачиваемость товаров (кредитование в ecommerce, снижение chargeback);
  • проекты, использующие технологии интернета вещей для обеспечения финансовых услуг;
  • проекты в области financial wellness, которые бы смогли упростить финансовую информацию и донести ее до большинства пользователей;
  • технологии облегчения compliance с точки зрения идентификации пользователей;
  • блокчейн-технологии распределенных систем
  • проекты базового финансового вовлечения для следующих 2 млрд человек, не имеющих не просто банковского счета, а представления о нем.
Татьяна Ковлягина , Банкир.Ру