Все
разделы

Публикации

Как сделать финансирование социальных проектов выгодным и для банков, и для государства

За рубежом льготы для банков, финансирующих благотворительные программы, в кризис не отменяют. Наоборот: компании, берущие на себя решение социальных вопросов в такое сложное время, заслуживают отдельного поощрения от государства. Рассмотрим зарубежный опыт стимулирования социальных расходов бизнеса и посмотрим, какие из возможных льгот могли бы найти применение в нашей стране.

Что такое вообще стимулирование социальной активности? Его цель — поиск баланса между экономическими интересами отдельных коммерческих структур и общества в целом. И если выбрать правильную модель стимулирования, заниматься решением социальных вопросов бизнесу становится выгодно.

Методов такого стимулирования существует много. Применительно к банкам их можно разделить на три большие группы. Первая и основная, экономическая, включает в себя льготы при участии банка в реализации социально значимых проектов, с одной стороны, и одновременно карательные меры для операций, имеющих потенциально негативные социальные последствия.

Методов такого стимулирования существует много. Применительно к банкам их можно разделить на три большие группы. 

Ко второй, законодательной, можно отнести ограничение негативного влияния бизнеса через систему наказаний за правонарушения. Третья группа включает в себя медийные методы — пропаганду позитивного опыта корпоративной социальной ответственности компаний и порицание тех, кто создает себе пиар за счет видимости социальной деятельности.

Какие способы стимулирования применяются сегодня в разных странах? Это могут быть налоговые льготы, которые уменьшали бы налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль на величину средств, идущих на благотворительность. Конечно, уменьшение в этом случае должно происходить лишь до определенных пределов и при выполнении определенных условий.

Далее, это софинансирование государством при выдаче банком социально значимых кредитов, а также при привлечении во вклады денежных средств от социально незащищенных слоев населения и социально значимых некоммерческих организаций. Возможен и такой способ, как определение преференций для социально активных банков при их участии в конкурсах на выполнение государственного заказа.

От кого банки могут ждать такого стимулирования? Во-первых, это государственные исполнительные органы. В Великобритании, например, существует министр, занимающийся вопросами корпоративной социальной ответственности.

Во-вторых, подобными вопросами занимаются муниципальные структуры. На месте банку всегда легче убедиться в результатах социальной работы и получить таким образом новых клиентов и партнеров, а также обеспечить достойную среду существования собственным сотрудникам.

И, в-третьих, в качестве такой стимулирующей структуры может выступать центральный банк, в нашем случае — Банк России.

Вот несколько примеров, как в зарубежных странах осуществляется стимулирование социальной активности бизнеса.

Пожертвования в адрес благотворительных организаций вычитаются из налогооблагаемой базы во многих странах. При этом в большинстве таких стран существует ограничение по их размеру. Например, в США и Корее это 10% от доходов, в Великобритании — 75% от чистой прибыли, в Гонконге — 35%, а в Грузии — 10% от налогооблагаемой прибыли. В Норвегии, Финляндии и Израиле существуют ограничения по суммам в местной валюте, уменьшающим налогооблагаемую базу.

Пожертвования в адрес благотворительных организаций вычитаются из налогооблагаемой базы во многих странах.

Кроме расходов на благотворительность в ряде стран похожим образом стимулируется финансирование проектов в области поддержки здравоохранения или культуры. Список проектов подлежит утверждению на федеральном или муниципальном уровне.

Какова ситуация с этими вопросами в России? Специальных налоговых льгот для банков и других коммерческих организаций, занимающихся, к примеру, благотворительностью, Налоговый кодекс не содержит. Более того, в письмах Минфина РФ от 2010 года говорится о том, что расходы на благотворительность не отвечают требованиям налогового кодекса и поэтому не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. Между тем, обязанности по уплате налога на добавленную стоимость не возникает, так как данная операция по безвозмездной передаче денежных средств не подлежит обложению НДС.

Законодательство предусматривает, что введение некоторых льгот возможно на региональном уровне. Субъекты РФ могут освободить от налога банки и другие организации, которые жертвуют деньги на культуру, науку или здравоохранение.

Вот несколько вариантов стимулирования финансирования социальных проектов, программ и расходов на благотворительность коммерческими банками в России.

  • Вариант 1. Предоставить кредитно-финансовым организациям налоговые льготы в виде уменьшения налоговой базы для исчисления налога на прибыль на величину благотворительных расходов или расходов, составляющих объем полного финансирования социальных проектов, финансируемых из федерального бюджета.

Расходы на благотворительность или расходы на финансирование социальных проектов подлежат вычету из прибыли жертвователя до налогообложения. Величина пожертвования или расходов на финансирование социальных проектов должна быть ограничена, например не менее 0,3 млн руб., но не более 18 млн руб. Перечень приоритетных для России социальных проектов и социальных программ должен быть закреплен законодательно.

Расходы на благотворительность или расходы на финансирование социальных проектов подлежат вычету из прибыли жертвователя до налогообложения.

Здесь мы имеем выгоду для банков, экономящих на налогах, и выгоду для государства, получающего софинансирование от частного финансового сектора для социальных проектов, которые государству в противном случае пришлось бы финансировать из бюджета в полном объеме.

  • Вариант 2. Предоставить коммерческим банкам, выдающим кредиты на финансирование социальных проектов по ставкам, значительно ниже рыночных, возможность покрытия разницы процентных ставок за счет средств федерального бюджета. Перечень таких банков должен формироваться на основе нормативно установленных критериев.
  • Вариант 3. Предоставить коммерческим банкам, кредитующим социальные проекты, финансируемые из средств федерального бюджета, возможность снижения размера обязательных резервов, отчисляемых в Банк России. Размер снижения норматива отчисления обязательных резервов должен быть пропорционален проценту отношения объема финансирования к прибыли коммерческих банков.
  • Вариант 4. Предоставить коммерческим банкам, кредитующим социальные проекты, финансируемые из средств федерального бюджета, возможность получения целевых ресурсов от Банка России в системе рефинансирования по сниженным процентным ставкам.

Данные варианты можно комбинировать, учитывая стоящие перед государством приоритетные социальные задачи, а также специфику деятельности кредитно-финансовых организаций.

Наталья Наточеева