Все
разделы

Публикации

Терминалы растворяются в Интернете

Но полная «капитуляция» наступит не скоро.

О резком снижении популярности платежных терминалов написали «Ведомости» со ссылкой на исследование аналитической компании J’son & Partners Consulting. Ее представители отмечают, что в 2014 году по сравнению с данными предыдущего года темпы роста оборотов платежных терминалов в России замедлились втрое – это связано с уменьшением количества операций с использованием терминалов на 7%.

Как известно, наиболее распространенная операция, совершаемся через терминал, – это оплата мобильной связи. И в прошлом году впервые начал сокращаться оборот платежей за мобильную связь через терминалы, а доля таких платежей в их общем обороте опустилась ниже 50%.

Радоваться ли по этому поводу банкам? С одной стороны, тренд свидетельствует о том, что клиенты, наконец, «распробовали» такие дистанционные «блюда», как интернет-банк и мобильный банк. Какой смысл бежать к банкомату или терминалу, когда за сотовую связь ты можешь заплатить со своего же смартфона за считанные секунды без какой-либо комиссии (в отличие от операции, совершаемой через терминал). Однако терминалы – это ведь также банковский бизнес. А сейчас даже младенец знает, что банки изо всех сил стараются увеличивать комиссионный доход…

Но банки, в отличие от терминальных монолайнеров, эту «неприятность» легко переживут. Ведь «терминальщики» рассматривают свой бизнес исключительно как инструмент получения прибыли. Отсюда и немалые комиссии за элементарные операции. Для банков платежный терминал – далеко не только доход, но и продвижение в массы своего бренда, кросс-продажи других продуктов, расширение клиентской базы.

Несмотря на снижение оборотов, терминалы будут жить еще долго, особенно в регионах. Там люди все прелести интернет-платежей пока не так прочувствовали. Если, например, человек снимает с карты разом всю зарплату, то ему, конечно, предпочтительнее терминал, который всегда готов принимать купюры. Кроме того, банки для удержания бизнеса расширяют функционал терминалов за счет подключения новых партнеров, прежде всего – именно в регионах. Это и детские сады, и школы, и вузы, и различные предприятия – скажем, охранные.

Но к слову о купюрах – антиотмывочное законодательство также сработало не в пользу терминального бизнеса. Сейчас ведь наличными в банковских терминалах нельзя пополнить, к примеру, карту «чужого» банка или перевести средства на счет в «чужом» банке с целью погашения кредита. А если в терминале соответствующая услуга все-таки есть, значит, владелец терминала пренебрегает законом о противодействии легализации и не опасается последствий допущенных нарушений. Согласно закону, при проведении подобных операций должны быть идентифицированы оба физических лица – и отправитель, и получатель. В случае с зачислением наличных – это невозможно. Если же средства переводятся через терминал с карты – то пожалуйста, поскольку есть идентификация.

И вот мы снова приходим к тому, что операции намного удобнее проводить через интернет-банк: зачем идти к терминалу с картой, чтобы перевести деньги на свой карточный или текущий счет в другом банке, когда можно сделать аналогичные операции через Интернет. И там, и там – безнал, только в случае с терминалом он требует физических усилий и дополнительного времени.

Благодаря диверсифицированному бизнесу, общее охлаждение интереса частных лиц к терминалам кредитные организации переживут. С точки зрения прямого дохода – да, возможно, от терминалов он пока больше. Но это без учета расходов банков. Если же учитывать терминальные издержки (стоимость устройств, их установка, аренда места и т.д.), то «рентабельность» интернет-банка окажется выше, поскольку это существо «виртуальное» и неприхотливое. Главное – безопасность обеспечить.

Кирилл Гуманков