Все
разделы

Публикации

Для взносов в ФСС России появилась новая форма

Минюст России 20 марта 2015 г. зарегистрировал приказ ФСС России от 26.02.2015 № 59, которым утверждена новая форма расчета по страховым взносам на обязательное социальное страхование (форма 4-ФСС).

Она должна применяться с отчета за I квартал 2015 г. О том, чем новый расчет отличается от старого, — в нашем комментарии.

Необходимость разработки новой формы 4-ФСС обусловлена изменениями, которые произошли в действующем законодательстве по обязательному социальному страхованию и вступили в силу с 1 января 2015 г.

Рассмотрим состав новой формы 4-ФСС подробнее. Обратите внимание: мы не будем останавливаться на таблицах, которые не изменены или же в них просто поменялась нумерация.

Титульный лист

С 1 января 2015 г. изменился срок представления формы 4-ФСС. Раньше ее нужно было подавать в территориальный орган ФСС России не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Теперь форма на бумажном носителе представляется не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (подп. 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», далее — Закон № 212-ФЗ). Соответствующее указание содержится в левом верхнем углу титульного листа. В остальном его форма осталась прежней.

Таблица 2

Изменилось название таблицы. В старой форме 4-ФСС она называлась «Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». В новой форме ее название выглядит так: «Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету фонда социального страхования Российской Федерации». Дело в том, что с 1 января 2015 г. за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС России, осуществляется финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (п. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № ­213-ФЗ).

Раньше за счет таких трансфертов происходило финансирование только расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами. А вопрос о необходимости начисления страховых взносов на такие выплаты был спорным. Чиновники настаивали на начислении взносов (письма Минтруда России от 26.12.2014 № 17-3/В-637, Мин­здравсоцразвития России от 15.03.2011 № 784-19, ФСС России от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985). Суды же исходили из того, что оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами носит характер государственной поддержки и по своей природе не относится ни к вознаграждению за выполнение трудовых обязанностей, ни к материальной выгоде. Поэтому она не должна облагаться страховыми взносами (постановления ФАС Поволжского округа от 23.01.2014 № А12-5229/2013 (Определением ВАС РФ от 28.05.2014 № ВАС-6200/14 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), Северо-Западного округа от 16.01.2014 № А13-13731/2012, Уральского округа от 18.12.2013 № Ф09-13733/13, Восточно-Сибирского округа от 10.12.2013 № А33-1526/2013).

Теперь этот вопрос решен на законодательном уровне: взносы нужно начислять, а в новой форме появилась строка для отражения страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисленные на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.

Кроме того, с этого года появилась обязанность уплачивать страховые взносы на случай временной нетрудоспособнос­ти и в связи с материнством с выплат временно пребывающим в РФ иностранным работникам (за исключением высококвалифицированных специалистов) по ставке 1,8% (п. 2.1 ч. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ). Теперь по строке 1 таблицы 2 пособия по временной нетрудоспособнос­ти должны показываться без учета пособий, выплаченных в пользу работающих иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, кроме лиц, являющихся гражданами государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). А для пособий иностранцам предусмотрены отдельные строки 3 и 4.

Изменилось название строки, в которой отражаются суммы оплаты дополнительных выходных дней, предоставляе­мых для ухода за детьми-инвалидами. Раньше она называлась «Оплата 4-х дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами». Теперь из нее убрано упоминание о четырех днях. На наш взгляд, это уточнение связано с тем, что работник может взять не четыре дня в месяц, а меньше. Ведь дополнительные четыре дня могут быть разделены между родителями (ст. 262 ТК РФ).

Еще одно изменение в таблице 2: в нее добавлена справочная строка — начисленные и невыплаченные пособия. В ней отражается сумма начисленных и невыплаченных пособий, за исключением сумм пособий, начисленных за последний месяц отчетного периода, в отношении которых не пропущен установленный законодательством РФ срок выплаты.

Таблица 3

В таблице 3, так же как и раньше, показывается расчет базы для начисления страховых взносов. Но теперь по строке 1 нужно отражать сумму выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц не только в соответствии со ст. 7 Закона № 212-ФЗ, как это было раньше, но и в соответствии с международными договорами, в том числе с Договором о Евразийском экономичес­ком союзе от 29.05.2014 (ратифицирован Федеральным законом от 03.10.2014 № 279-ФЗ).

Положения международных договоров нужно учитывать и в отношении сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, которые показываются по строке 2.

Изменения произошли в расшифровке базы для начисления страховых взносов. В ней больше не показываются суммы выплат и иных вознаграждений физическим лицам, являющимся инвалидами I, II и III группы. Это связано с тем, что с 2015 г. для таких выплат больше не применяются пониженные тарифы.

До 1 января 2015 г. применяющие ­ЕНВД аптечные организации и индивидуальные предприниматели в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществ­лением фармацевтической деятельнос­ти, использовали пониженные тарифы страховых взносов. Теперь такие лица применяют пониженный тариф только в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению. В связи с этим в таблице 3 новой формы 4-ФСС откорректировано название строки, в которой показываются такие выплаты.

Индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, с этого года пониженные тарифы страховых взносов используют только в отношении выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, занятых в виде экономической деятельности, указанном в патенте (п. 14 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Раньше они могли использовать пониженные тарифы в отношении выплат всех работающих у них физичес­ких лиц. Это изменение законодательства учтено в названии строки, предназначенной для отражения таких выплат.

При расшифровке базы для начисления страховых взносов теперь нужно показывать сумму выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, кроме лиц, являющихся гражданами государств — членов ­ЕАЭС. Эти суммы отражаются в новой строке 8 таблицы 3.

Таблица 3.1

Раньше в этой таблице показывались сведения по инвалидам. Теперь она содержит сведения об иностранных гражданах и лицах без гражданства, временно пребывающих в РФ, а именно: ФИО, ИНН, ­СНИЛС и гражданство.

Таблица 5

В ней, так же как и раньше, отражается расшифровка выплат, произведенных за счет средств, финансируемых из федерального бюджета.

В таблицу добавлены две новые строки. По одной из них показывается оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, а по другой — страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, начисленные на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами. В остальном таблица осталась прежней.

Таблица 7

В этой таблице производятся расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В отличие от аналогичной таблицы старой формы, в ней появились новые строки, по которым дается расшифровка задолженности за территориальным органом ФСС России на конец отчетного (расчетного) периода и на начало расчетного периода:

  • за счет превышения расходов;
  • за счет переплаты страховых взносов.

Остальные показатели таблицы остались прежними.

Таблица 8

Данная таблица служит для отражения расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Единственное нововведение в ней — появление новой строки 11 «Справочно: начисленные и невыплаченные пособия». В остальном таблица осталась прежней.

Олег Мокроусов , "Экономика и жизнь"