Все
разделы

Публикации

Серийный убийца банков

Как агрессивная риторика подрывает доверие вкладчиков к банковской системе.

На прошлой неделе было заявлено, что вкладчики, которые не хотят открывать депозиты под процентную ставку ниже инфляции – зло, и с ними надо бороться жестоко. Например – исключить или существенно ограничить их право рассчитывать на систему страхования вкладов, если уже бывали с ними страховые случаи, а жизнь так и не научила выбирать надежный банк.

Нет ничего удивительного в том, что идею президента Сбербанка Германа Грефа «не больше одного страхового возмещения в одни руки» на ура приняли представители наиболее крупных банков. Банкам второго эшелона осталось сокрушительно качать головой – такой агрессивной риторики по отношению к своим вкладчикам они себе позволить не могут.

Я вовсе не считаю, что людей, которые умеют управлять своими личными финансами, диверсифицируя их по разным банкам в пределах страховой суммы, следует называть «серийными вкладчиками». Даже если они уже и получали страховое возмещение. Простите, но лишение банка лицензии – это вам не «автоподстава», где можно искать виновника в получателе страховки. Причем тут вкладчики? А где был надзор? А кто позволил висеть рекламным щитам с большой цифрой процентов?

Мне трудно адекватно воспринимать такую агрессивную риторику от «крупняка» даже на уровне предложений. Это до такой степени неспортивно, что нет слов. Все всё понимают. Есть Сбербанк и есть все остальные. О честной конкуренции в банкинге говорить можно как о добром привидении.

Элементы честной конкуренции, безусловно, есть. Но! Одно дело, когда ты за короткий период наращиваешь технологические мускулы на жирном слонике и делаешь с нуля удобный интернет-банк для физических лиц и непрерывно его улучшаешь. Молодец. Это для людей. И совсем другое дело – когда ты выступаешь с такими заявлениями. Это – против людей.

Лучше бы об этом сказал кто-то из ВТБ. Было бы понятнее. Там о народе меньше думают. Элементарный пример, хоть многие господа банкиры-клерки и ненавидят элементарные примеры. Вот рядом с моим домом обычный продуктовый магазин из тех, что называют «в шаговой доступности». Там стоят три банкомата: Сбербанк, ВТБ24 и наш региональный тольяттинский банк АВБ. У магазина пару месяцев назад сменился арендатор – одна сеть ушла, вместо нее пришла другая. Банкоматы остались. А теперь догадайтесь, кто из банков наладил отношения с новым контрагентом первым, кто вторым, а кто – до сих пор не наладил, и его банкомат приветствует клиентов бумажным объявлением, мол, потерпите, скоро все будет? Правильно! Первым был региональный банк. Вторым – Сбербанк. Хоть где-то он оказался вторым, хоть в чем-то региональный банк его обогнал. А коль скоро ВТБ24 про клиентов не сильно переживает – ему как раз агрессивная риторика больше к лицу. Думаю, так.

То есть что же получается? В каждый банковский кризис государство одной рукой вдвое повышает сумму страхового возмещения, чтобы у частных вкладчиков не рухнуло доверие к банкам окончательно и бесповоротно. А другой рукой штампует страховые случаи «в кучке по три штучке». И когда человек, у которого есть немножко денег, а не только одни кредиты и карта зарплатного проекта, видит такую противоречивую политику партии, ему хочется вынуть свои деньги из банковской системы и положить в лучшем случае под матрас, а в худшем – накупить бытовой техники на все. А подобные заявления от руководства первого банка страны, мгновенно попадающие в верхние строчки новостей – это сигнал к действию и нейролингвистическое программирование.

Совсем недавно являться вкладчиком Сбербанка было чуть ли не неприлично. Тебя все продвинутые люди считали лохом, раз согласился на такой мизерный процент. У Сбербанка прилично было только кредитоваться – ставки по кредитам там весьма конкурентоспособные, никто не спорил. Всего лишь год назад на региональной пресс-конференции Сбербанка был задан вопрос от частного вкладчика Банка АВБ. Суть вопроса: чем вы меня можете переманить, каким конкурентным преимуществом? И знаете что? Сберовцам тогда было нечего ответить, кроме как «Мы – первый банк страны». По-дурацки получилось. Как с навозной кучей у крылечка.

А сегодня речь умная: передушить «серийных вкладчиков» – и будет нам счастье. И дело пахнет керосином.

Инна Рукосуева