Все
разделы

Публикации

Новые документы для бухгалтера от 8 апреля 2015 года

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета.

Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

1. КС РФ: разъяснения ФНС нормативного характера могут быть оспорены как НПА в Верховном Суде

Постановление КС РФ от 31.03.2015 N 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Газпром нефть"

Если письма фактически устанавливают (изменяют, отменяют) обязательные для неопределенного круга лиц правила, рассчитанные на неоднократное применение, по общему правилу нельзя отказать в судебной защите только на основании несоответствия таких писем формальным требованиям, предъявляемым к НПА.

Исключение составляют случаи, когда разъяснения ФНС России не выходят за рамки адекватного толкования (интерпретации) положений налогового законодательства и не влекут изменений правового регулирования налоговых отношений.

Свою позицию суд обосновал так. Налоговые органы обязаны информировать налогоплательщиков и разъяснять налоговое законодательство. В силу ведомственной субординации инспекции должны руководствоваться разъяснениями ФНС России, следовательно, по сути они становятся обязательными для неопределенного круга налогоплательщиков. Признаки НПА отражены, в частности, в актах Минюста России и ВС РФ. Таким образом, письма ФНС России могут выступать в качестве акта нормативного толкования. Поскольку эти письма широко распространены в практике налоговых органов, то, по мнению КС РФ, их проверка лишь в порядке, предусмотренном для оспаривания ненормативных актов, недостаточна для полной и эффективной защиты прав и свобод. В свою очередь, ВАС РФ указывал на условия, при которых к производству может быть принято дело об оспаривании акта, содержащего положения нормативного характера.

Кроме того, КС РФ обратил внимание на необходимость установить особенности рассмотрения дел об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, если названные документы формально не являются НПА, но фактически обладают нормативными свойствами.

Напомним, что с 6 августа 2014 г. ВС РФ как суд первой инстанции рассматривает дела об оспаривании НПА в том числе федеральных органов исполнительной власти. До указанной даты такое полномочие в случаях, когда акты затрагивали права или законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, было предоставлено ВАС РФ. Следует отметить, что последний неоднократно рассматривал заявления об оспаривании писем финансового и налогового ведомств. При этом если данные разъяснения были направлены нижестоящим налоговым органам и (или) размещены на официальном сайте, ВАС РФ фактически признавал их нормативными актами.

2. Утверждены формы документов, используемых при зачете и возврате суммы переплаты налога

Приказ ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/90@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней, штрафов"

ФНС России установила формы документов, используемых при зачете, возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, штрафов, пеней. Соответствующий приказ вступит в силу 12 апреля 2015 г.

Утверждены, в частности, формы заявлений налогоплательщиков о зачете излишне уплаченного налога, сбора, штрафа, пеней и возврате таких излишне уплаченных (взысканных) сумм. Поскольку Налоговый кодекс РФ не обязывает налогоплательщика использовать установленные налоговым ведомством формы таких заявлений, полагаем, что они носят рекомендательный характер. Однако во избежание риска отказа в приеме таких заявлений, а также дальнейших споров с налоговыми органами целесообразно подавать их по утвержденной форме.

В заявлении о возврате следует указать в том числе наименование налога, сбора, пени, штрафа; налоговый период, за который излишне уплачена (взыскана) сумма; ее размер; наименования инспекции, получателя (для физлица - фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные) и банковские реквизиты для перевода денежных средств. В заявление о зачете вносятся, в частности, следующие сведения: наименование налога, сбора, пени, штрафа; КБК; ОКТМО; налоговый период, за который излишне уплачена сумма; а также наименование платежа, в счет которого погашается недоимка с указанием соответствующего налогового периода, КБК, ОКТМО. Кроме того, в заявлениях, подаваемых по обеим названным формам, необходимо сослаться на статью Налогового кодекса РФ, являющуюся основанием для зачета или возврата средств. Это могут быть ст. ст. 78, 79, 176, 203 или 333.40 НК РФ.

3. Обязанность ООО и АО иметь круглую печать отменена

Федеральный закон от 06.04.2015 N 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ"

С 7 апреля 2015 г. наличие круглой печати для ООО и АО является добровольным. Соответствующие изменения внесены в том числе в Закон об ООО и Закон об АО. В федеральных законах могут быть определены случаи, когда печать должна использоваться.

Предусмотрено также, что сведения о наличии печати необходимо включать в устав общества.

Ранее хозяйственные общества обязаны иметь круглые печати, содержащие полное фирменное наименование юрлица на русском языке с указанием его места нахождения.

4. Социальный вычет на лечение и обучение можно будет получить у работодателя

Федеральный закон от 06.04.2015 N 85-ФЗ "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)"

Для этого сотрудник должен представить работодателю письменное заявление и подтверждение права на получение данных вычетов, составленное налоговым органом по форме, которая утверждается ФНС России. Соответствующие изменения, внесенные в п. 2 ст. 219 НК РФ, вступят в силу с 1 января 2016 г.

5. Изменен срок подачи уведомлений об участии в иностранных организациях

Федеральный закон от 06.04.2015 N 85-ФЗ "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)"

Уведомление о доли участия в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юрлица) по состоянию на 15 мая 2015 г. представляется не позднее 15 июня 2015 г. В частности, такое положение содержится в законе, вступившем в силу 7 апреля 2015 г.

6. Обновлены форматы документов, применяемых при расчетах по НДС

Приказ ФНС России от 04.03.2015 N ММВ-7-6/93@ "Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книг продаж в электронной форме"

ФНС России утвердила новые форматы составляемых в электронной форме счетов-фактур (в том числе корректировочных), журнала учета выставленных и полученных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, а также дополнительных листов к ним. Соответствующий Приказ вступает в силу 14 апреля 2015 г.

7. Обновлены правила работы организации с сервисом "Личный кабинет налогоплательщика"

Приказ ФНС России от 27.02.2015 N ММВ-7-6/86@ "О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 14.01.2014 N ММВ-7-6/8@"

В новой редакции изложены правила использования налоговыми органами личного кабинета налогоплательщика - юридического лица, а также рекомендации для компаний по работе с данным сервисом.

8. Утверждена новая форма уведомления о подтверждении права на имущественные вычеты по НДФЛ

Приказ ФНС России от 14.01.2015 N ММВ-7-11/3@ "Об утверждении формы уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации"

В уведомлении отражаются сведения, подтверждающие право налогоплательщика получить у работодателя указанные в пп. 3, 4 п. 1 ст. 220 НК РФ имущественные вычеты по расходам на приобретение жилья и процентам по целевым займам (кредитам). Приказ, утверждающий эту форму, вступает в силу 12 апреля 2015 г.

9. Уведомить о промежуточном ликвидационном балансе до окончания выездной проверки нельзя

Федеральный закон от 30.03.2015 N 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Если в отношении юрлица проводится выездная налоговая проверка, уведомление о составлении указанного баланса не подается в регистрирующий орган, в частности, до вступления в силу решения по результатам такой проверки. Эти нормы ст. 20 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП действуют с 31 марта 2015 г.

10. При проведении проверки инспекция может получить ограниченный доступ к аудиторской тайне

Проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 82 и 93.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"

Планируется в двух случаях предоставить налоговому органу право истребовать у частных аудиторов и аудиторских компаний документы (информацию), касающиеся исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов проверяемым лицом, если оно не подавало эти сведения в инспекцию.

С текстом проекта можно ознакомиться на сайте http://regulation.gov.ru/ (http://regulation.gov.ru/project/23998.html).

ЗАО "Консультант Плюс"