Все
разделы

Публикации

Новые документы для бухгалтера от 18 марта 2015 года

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета.

Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

1. При наличии налогового агента излишне удержанный НДФЛ физлицу возвращает только он

Определение Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 N 262-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Юрченко Евгения Валерьевича на нарушение его конституционных прав пунктами 1 и 2 статьи 78 и абзацами первым и десятым пункта 1 статьи 231 Налогового кодекса Российской Федерации"

Конституционный Суд РФ указал, что установленный Налоговым кодексом РФ порядок возврата излишне удержанного НДФЛ налоговым агентом не нарушает конституционных прав налогоплательщика.

По общему правилу сумму НДФЛ, излишне удержанную налоговым агентом из дохода налогоплательщика, возвращает налоговый агент на основании письменного заявления физлица. Подать соответствующее заявление в налоговый орган налогоплательщик вправе, только если налоговый агент отсутствует. Делается это по окончании налогового периода одновременно с представлением налоговой декларации.

По мнению заявителя, обратившегося с жалобой в Конституционный Суд РФ, такой порядок ограничивает право налогоплательщиков на своевременный возврат НДФЛ, поскольку не позволяет обращаться за возвратом излишне удержанного налога непосредственно в налоговый орган, минуя налогового агента.

Конституционный Суд РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению, указав на следующее. Переплата НДФЛ, возникшая у налогоплательщика в результате действий налогового агента, возвращается в особом порядке. Подобное регулирование направлено на восстановление имущественных прав налогоплательщиков в случаях излишних уплаты, взыскания и (или) удержания налога и не влечет нарушения конституционных прав заявителя. Делая данный вывод, суд учел, что заявитель в установленном законом порядке не обращался к налоговому агенту с заявлением о возврате излишне удержанных сумм налога.

Путеводитель по налогам: возврат НДФЛ налоговым агентом налогоплательщику.

Путеводитель по налогам: может ли налогоплательщик обратиться за возвратом излишне удержанного налоговым агентом НДФЛ непосредственно в налоговый орган без соответствующего обращения к налоговому агенту при наличии последнего?

2. Налогоплательщик обязан представлять запрашиваемые инспекцией документы

Письмо ФНС России от 20.02.2015 N АС-3-2/636@

Как указала ФНС России, Налоговый кодекс РФ не содержит положений, позволяющих не представлять истребуемые инспекцией документы, которые имеются у налогоплательщика.

Данный вывод основан на том, что согласно пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан подавать в инспекцию документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в случаях и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ. При этом в силу п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо инспекции, проводящее налоговую проверку, вправе запрашивать у проверяемого лица необходимые для такой проверки документы.

Напомним, что налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) могут привлечь к ответственности на основании ст. 126 НК РФ либо ст. 129.1 НК РФ за то, что он не представил (представил с нарушением срока) документы, истребуемые инспекцией, или не сообщил (сообщил несвоевременно) запрашиваемые сведения.

Следует отметить, что в Налоговом кодексе РФ установлен закрытый перечень ситуаций, когда по требованию инспекции лицо должно представить документы. Это, в частности, касается случаев, когда инспекция:

- запрашивает документы в порядке ст. 93 НК РФ в ходе проведения налоговой проверки. При этом право налогового органа истребовать дополнительные документы в рамках камеральной проверки ограничено ситуациями, перечисленными в ст. 88 НК РФ;

- направляет требование представить документы (информацию) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ контрагенту либо иным лицам, располагающим документами, которые касаются деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Необходимо обратить внимание, что некоторые арбитражные суды признают правомерным истребование документов на основании ст. 93.1 НК РФ не только у непосредственного контрагента проверяемого лица, но и контрагентов второго, третьего и т.д. звеньев "по цепочке взаимодействия".

Помимо прочего, по общему правилу инспекция не вправе запросить у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных проверок, а также документы, поданные в виде заверенных копий в ходе осуществления налогового мониторинга (п. 5 ст. 93, абз. 3 п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Путеводитель по налогам: истребование документов при камеральной проверке, при выездной проверке и при встречной проверке.

Путеводитель по налогам: спорные ситуации, возникающие при истребовании инспекцией документов у налогоплательщика в порядке ст. 93 и 93.1 НК РФ, а также при привлечении к ответственности за непредставление данных документов и несообщение (несвоевременное сообщение) сведений.

3. Разъяснен порядок исчисления транспортного налога на дорогостоящий легковой автомобиль

Письмо Минфина России от 12.02.2015 N 03-05-05-04/6188

При исчислении суммы транспортного налога (авансовых платежей) за 2015 г. в отношении легкового автомобиля 2014 г. выпуска стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно применяется повышающий коэффициент 1,3. К такому выводу пришел Минфин России.

С 1 января 2015 г. организации должны рассчитывать авансовые платежи по транспортному налогу с использованием повышающих коэффициентов. Значение коэффициента зависит от стоимости легкового автомобиля и срока, который прошел с года его выпуска. Так, в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло от одного года до двух лет, применяется коэффициент 1,3. В Налоговом кодексе РФ предусмотрено также специальное правило, согласно которому указанный срок начинает исчисляться с года выпуска легкового автомобиля.

При расчете авансовых платежей и суммы транспортного налога у налогоплательщиков могут возникнуть вопросы, связанные с выбором повышающего коэффициента. Например: допускается ли использовать различные коэффициенты на том основании, что на момент окончания отчетного и налогового периодов срок, прошедший с года выпуска автомобиля, будет разным? По нашему мнению, коэффициенты не должны отличаться: для расчета авансовых платежей применяется коэффициент, определяемый для исчисления суммы налога по итогам налогового периода.

Объясняется это тем, что согласно п. 2.1 ст. 362 НК РФ суммы авансовых платежей по налогу рассчитываются в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента, установленного в п. 2 названной статьи. В данном пункте предусмотрены коэффициенты для исчисления суммы налога, а не авансового платежа. Другими словами, для расчета суммы авансового платежа, уплачиваемого по истечении каждого отчетного периода, следует сначала определить сумму налога с учетом повышающего коэффициента, используемого по итогам налогового периода, а затем полученное значение разделить на четыре. В случае если автомобиль был зарегистрирован и (или) снят с регистрации в течение отчетного периода, дополнительно необходимо применить другой коэффициент.

Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2015 года: авансовые платежи по транспортному налогу в отношении дорогих автомобилей исчисляются с учетом повышающего коэффициента.

4. Зарплата иностранных высококвалифицированных специалистов будет определяться за месяц

Федеральный закон от 08.03.2015 N 56-ФЗ "О внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Скорректирован порядок определения размера заработной платы иностранного гражданина в целях его признания высококвалифицированным специалистом. Сейчас учитывается размер зарплаты за один год. После вступления в силу изменений необходимо будет исходить из размера зарплаты за один календарный месяц.

Путеводитель по кадровым вопросам: привлечение к трудовой деятельности высококвалифицированных иностранных специалистов.

5. Вступили в силу поправки в отношении долговых обязательств по контролируемым сделкам

Федеральный закон от 08.03.2015 N 32-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

С 9 марта 2015 г. начали действовать измененные нормы ст. 269 НК РФ, касающиеся порядка расчета процентов по долговому обязательству в рублях, возникшему из контролируемой сделки, а также временные положения в отношении учета процентов по контролируемой задолженности.

Также см. выпуск обзора "Новые документы для бухгалтера" от 04.03.2015

6. Банк России снизил ключевую ставку с 15 до 14% годовых

Информация Банка России от 13.03.2015 "О ключевой ставке Банка России"

С 16 марта 2015 г. размер ключевой ставки составляет 14% годовых. Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 30 апреля 2015 г.

Путеводитель по налогам: определение размера учитываемых расходов в виде процентов по долговым обязательствам с 1 января 2015 г.

7. Разъяснен вопрос о применении стандартного вычета на ребенка

Письмо Минфина России от 19.02.2015 N 03-04-05/7763

Налогоплательщик не вправе отказаться от уже предоставленных налоговым агентом стандартных вычетов. Как сообщает финансовое ведомство, в Налоговом кодексе РФ не предусмотрена возможность такого отказа, поскольку он мог бы привести к искажению базы по НДФЛ.

Путеводитель по налогам: стандартные вычеты на ребенка.

8. ФМС утвердила регламент выдачи разрешений на привлечение иностранцев

Приказ ФМС России от 30.10.2014 N 589 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства"

Предусмотрен, в частности, перечень документов, которые работодатель должен представить для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также установлены основания для отказа в приеме документов и в выдаче разрешений. Регламент действует с 16 марта 2015 г.

Путеводитель по кадровым вопросам: процедура получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

ЗАО "Консультант Плюс"