Все
разделы

Публикации

Новые документы для бухгалтера от 4 марта 2015 года

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета.

Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

1. Планируется изменить порядок принятия к вычету НДС по товарам, приобретенным для экспорта

Проект Федерального закона N 730216-6 "О внесении изменений в статьи 165 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации"

Порядок принятия к вычету суммы "входного" НДС по товарам (работам, услугам), облагаемым данным налогом по нулевой ставке, может быть скорректирован. Соответствующие положения содержатся в проекте Федерального закона, внесенном в Госдуму 25 февраля 2015 г.

В силу п. 3 ст. 172 НК РФ вычет в отношении операций, облагаемых НДС по нулевой ставке, производится на момент определения налоговой базы, который установлен в ст. 167 НК РФ. Для некоторых видов таких операций этим моментом является, в частности, последнее число квартала, в котором собран полный комплект документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки (п. 9 ст. 167 НК РФ). Следовательно, если, например, по товарам, которые решено направить на экспорт, НДС был принят к вычету до названного момента, налог необходимо восстановить.

Указанное специальное положение, содержащееся в п. 3 ст. 172 НК РФ, предлагают исключить из Налогового кодекса РФ. Таким образом, из текста проекта следует, что в приведенном примере НДС можно принять к вычету, не дожидаясь формирования полного комплекта документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки, или истечения срока, который установлен для сбора такого комплекта. При этом должен быть соблюден общий порядок принятия НДС к вычету, предусмотренный в ст. ст. 171, 172 НК РФ.

Отметим, что в тексте проекта помимо прочего содержится также переходное положение, которое касается, в частности, товаров (работ, услуг), приобретенных для совершения операций, облагаемых по нулевой ставке. Суммы НДС по этим товарам (работам, услугам), не принятые к вычету по состоянию на дату вступления в силу Федерального закона, проект которого рассматривается в данном новостном материале, принимаются к вычету в первый налоговый период, следующий за такой датой.

О вступивших в силу с 1 января 2015 г. изменениях в порядке восстановления принятых к вычету сумм НДС при осуществлении операций, облагаемых по нулевой ставке, см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2015 года.

С текстом проекта можно ознакомиться на сайте http://asozd2.duma.gov.ru (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=730216-6).

2. Планируют уточнить понятие контролируемой задолженности в целях расчета налога на прибыль

Проект Федерального закона N 724609-6 "О внесении изменений в статью 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части определения понятия контролируемой задолженности"

Понятие контролируемой задолженности может быть уточнено. В частности, предлагается использовать для ее выявления критерии взаимозависимости, указанные в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Приведенное положение содержится в проекте, внесенном в Госдуму 17 февраля 2015 г.

В настоящее время в силу п. 2 ст. 269 НК РФ контролируемая задолженность возникает, например, в случае выдачи займа иностранной организацией, прямо или косвенной владеющей более чем 20 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) российской организации - заемщика. Согласно законопроекту в рассматриваемой ситуации для признания задолженности перед иностранной организацией контролируемой необходимо, чтобы данные лица признавались взаимозависимыми, т.е. доля этого участия должна составить более 25 процентов.

Кроме того, планируется установить исключения из общего правила признания непогашенной задолженности контролируемой. Такое исключение может быть предусмотрено, например, в случае, когда долговое обязательство возникло перед банком (включая организации, признаваемые банками в соответствии с законодательством иностранных государств), не признаваемым взаимозависимым лицом ни в отношении налогоплательщика - российской организации, ни в отношении лиц, которые выступают в качестве поручителя, гаранта или иным образом обязуются исполнить долговое обязательство российской организации. При этом необходимо соблюдение требований пп. 2 п. 7 ст. 269 НК РФ в редакции проекта.

В законопроекте предусмотрены и иные изменения. В частности, указано, что в случае изменения коэффициента капитализации в последующем отчетном периоде по сравнению с предыдущим предельный размер процентов по контролируемой задолженности за предыдущий отчетный период меняться не будет.

Отметим, что 25 февраля 2015 г. Совет Федерации одобрил Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (проект 675906-6), вносящий изменения, в частности, в ст. 269 НК РФ. Подробнее о данном документе см. новости в настоящем обзоре.

О том, какая задолженность в настоящее время признается контролируемой и как учитываются проценты по ней, см. в Практическом пособии по налогу на прибыль.

С текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте http://asozd2.duma.gov.ru (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=724609-6).

3. Проценты по контролируемой задолженности предлагают временно считать по "старому" курсу

Проект Федерального закона N 675906-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Планируется установить особенности определения предельной величины процентов, учитываемых в расходах при налогообложении прибыли в период с 1 июля 2014 г. по 31 декабря 2015 г., по возникшим до 1 октября 2014 г. долговым обязательствам, признаваемым контролируемой задолженностью.

Соответствующие положения содержатся в ч. 1 ст. 2 Федерального закона, одобренного 25 февраля 2015 г. Советом Федерации.

Согласно данному документу предполагается, что величина контролируемой задолженности, выраженная в иностранной валюте, должна определяться по курсу Банка России на последнюю отчетную дату отчетного (налогового) периода, но не превышающему курс, установленный по состоянию на 1 июля 2014 г. Величину собственного капитала на последнее число каждого отчетного (налогового) периода следует рассчитывать без учета положительных (отрицательных) курсовых разниц, которые возникли вследствие переоценки требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, в связи с изменением курсов иностранных валют к рублю, установленных Банком России с 1 июля 2014 г. по последнее число отчетного (налогового) периода, когда исчисляется коэффициент капитализации.

Следует отметить, что предлагается внести ряд поправок в Налоговый кодекс РФ, в соответствии с которыми, в частности, изменится порядок расчета предельных значений учитываемых в расходах процентов по долговым обязательствам, возникшим в результате контролируемых сделок (подробнее см. новость в настоящем обзоре).

Предполагается, что рассматриваемый Федеральный закон вступит в силу со дня его официального опубликования.

С текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте http://asozd2.duma.gov.ru (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=675906-6).

4. Порядок расчета процентов по займу, признаваемому контролируемой сделкой, могут изменить

Проект Федерального закона N 675906-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

На обязательства, возникшие из всех признаваемых контролируемыми сделок, планируется распространить порядок признания в доходах (расходах) процентов по долговым обязательствам, который в настоящее время применяется только в случае, когда одной стороной такой сделки является банк.

25 февраля 2015 г. Совет Федерации одобрил Федеральный закон, предусматривающий соответствующие поправки в ст. 269 НК РФ.

Напомним, что в силу п. 1.1 ст. 269 НК РФ в действующей редакции организация вправе учесть в целях налогообложения прибыли процент по долговому обязательству, возникшему из контролируемой сделки, одной из сторон которой является банк, исходя из фактической ставки, если ее значение превышает минимальный предел (для доходов) или не достигает максимального (для расходов). При несоблюдении данных условий доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 НК РФ. Лимиты процентных ставок по долговым обязательствам установлены в п. 1.2 ст. 269 НК РФ.

Кроме того, предполагается изменить порядок определения указанных предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам в рублях. В частности, в большинстве случаев вместо ставки рефинансирования Банка России предлагается использовать ключевую ставку (величины ставок для разных периодов см. в Справочной информации). При этом предельные значения на 2015 г. различаются для процентов по долговым обязательствам в рублях, возникшим из признаваемых контролируемыми сделок между взаимозависимыми лицами и из иных контролируемых сделок. Соответствующие изменения планируется внести в п. 1.2 ст. 269 НК РФ.

Подробнее о порядке учета процентов по контролируемым сделкам см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2015 года и Практическое пособие по налогу на прибыль.

Рассматриваемый проект Федерального закона содержит и другие изменения. Они касаются в том числе порядка учета отдельных видов доходов, которые получены организацией, выполняющей функции по обязательному страхованию вкладов физлиц в банках РФ, при осуществлении мер по поддержанию стабильности банковской системы и защите законных интересов вкладчиков и кредиторов банков.

Планируется, что данный Федеральный закон вступит в силу со дня его официального опубликования.

С текстом соответствующего законопроекта можно ознакомиться на сайте http://asozd2.duma.gov.ru (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=675906-6).

5. Приняты указания по заполнению статистической формы о затратах на производство и продажу

Приказ Росстата от 10.02.2015 N 53 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 5-З "Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)"

В связи с утверждением новой формы федерального статистического наблюдения N 5-З приняты указания по ее заполнению. Форму подают все юрлица за некоторыми исключениями. Как форма, так и указания вводятся в действие с отчета за январь - март 2015 г., срок представления которого - 30 апреля 2015 г.

6. Планируется закрепить возможность зачета суммы госпошлины при отмене судебного приказа

Проект Федерального закона N 727407-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Соответствующий законопроект внесен в Госдуму. Также предлагается установить размер и особенности уплаты госпошлины по арбитражным делам приказного производства. Напомним, что на рассмотрении в Госдуме находится законопроект о введении в АПК РФ норм о судебном приказе.

С текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте http://asozd2.duma.gov.ru (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=727407-6).

7. Метод расчета годовой суммы расходов на оплату отпусков могут разрешить выбирать

Проект N 674024-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Планируется, что плательщик сможет решать, учитывать ли суммы страховых взносов при определении величины указанных расходов при создании резерва. Принятое решение нужно будет отразить в учетной политике. Данные положения содержатся в проекте, принятом Госдумой в первом чтении 27 февраля 2015 г.

С текстом проекта можно ознакомиться на сайте http://asozd.duma.gov.ru (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=674024-6&02).

8. Как отразить в декларации дивиденды, налог на прибыль с которых удержан по ставке 13%

Письмо ФНС России от 26.02.2015 N ГД-4-3/2964@ "О ставке налога на прибыль организаций по доходам в виде дивидендов"

Если дивиденды распределены российским юрлицам до 2015 г., а выплачены частями в 2014 и 2015 гг., то суммы, выплаченные в 2015 г., облагаются по ставке 13% и отражаются в строке 023 листа 03. В строке 091 приводится общая сумма дивидендов, налог с которых удержан по ставкам 9% и 13%. Подробнее об удержании налога на прибыль налоговым агентом при выплате дивидендов и о заполнении декларации см. Практическое пособие по налогу на прибыль.

9. ФНС России может получить право изменять срок уплаты налога на срок более года

Проект Федерального закона N 638964-6 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"

Это касается отсрочки (рассрочки) на срок не более трех лет по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет. В настоящее время такими полномочиями обладает Правительство РФ. Данное изменение предусмотрено законопроектом, принятым Госдумой в третьем чтении 27 февраля 2015 г.

С текстом проекта можно ознакомиться на сайте http://asozd2.duma.gov.ru (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=638964-6&02).

10. К полученным в 2014 г. дивидендам применяется ставка налога на прибыль в размере 9%

Письмо ФНС России от 26.02.2015 N ГД-4-3/2964@ "О ставке налога на прибыль организаций по доходам в виде дивидендов" (вместе с Письмом Минфина России от 09.02.2015 N 03-03-10/5145)

По указанной ставке российская организация должна исчислить и уплатить налог самостоятельно, если его не удержал налоговый агент при выплате дивидендов. К полученным с 1 января 2015 г. дивидендам применяется ставка в размере 13%. Данное разъяснение Минфина России направила ФНС России. Подробнее см. Практическое пособие по налогу на прибыль и Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2015 года.

11. Банк России утвердил положение о раскрытии эмитентами информации

Положение Банка России от 30.12.2014 N 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг"

Положение регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации АО, информации о выпусках ценных бумаг и иных сведений. Ранее применялось положение, утвержденное ФСФР. Однако с 01.09.2013 полномочия по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков переданы Банку России.

12. Предлагается наделить субъекты РФ правом снижать до 1% ставки по УСН с объектом "доходы"

Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 12 части первой и в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Такое снижение может зависеть от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности. Законопроект, предусматривающий это нововведение, а также другие изменения, касающиеся спецрежимов (УСН, ЕНВД, ПСН), в настоящее время проходит публичное обсуждение.

С текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте regulation.gov.ru (http://regulation.gov.ru/project/22723.html?point=view_project&stage=2&stage_id=16586).

13. Модели ККТ, исключенные из госреестра, могут разрешить использовать до конца срока службы

Проект Федерального закона N 639025-6 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"

Максимальный срок при этом не должен превышать десяти лет. Данные положения содержатся в проекте Федерального закона, принятом Госдумой во втором чтении 27 февраля 2015 г. Дальнейшая эксплуатация таких ККТ в настоящее время осуществляется до истечения нормативного срока амортизации.

С текстом проекта можно ознакомиться на сайте http://asozd.duma.gov.ru (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=639025-6&02).

14. Утверждена методика снижения класса (подкласса) условий труда на вредных производствах

Приказ Минтруда России от 05.12.2014 N 976н "Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом"

Методика устанавливает требования к проведению оценки эффективности прошедших обязательную сертификацию средств индивидуальной защиты, применяемых работниками, которые заняты на рабочих местах с вредными условиями труда. По результатам этой оценки может быть снижен класс (подкласс) условий труда. Подробнее о проведении спецоценки условий труда см.: Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Специальная оценка условий труда.

ЗАО "Консультант Плюс"