Все
разделы

Публикации

Льготные кредиты против кризиса

Автокредиты заправили госсубсидиями.

Автомобильная отрасль по давней российской традиции приняла на себя один из самых сильных ударов экономического кризиса. Каждую неделю приходят новые вести об остановленных автомобильных заводах и сокращенных сотрудниках. Компания General Motors вообще привела недавно в  шоковое состояние своих российских партнеров, заявив о закрытии сборочных производств автомобилей марок Opel и Chevrolet в России.

Объемы продаж новых автомобилей падают невиданными даже во время прошлого кризиса темпами. Если в 2014 году из-за ажиотажных продаж декабря объем продаж автомашин упал всего на 10,3%, то в 2015 году по прогнозам ожидается падение на 30–50%! Причем продажи автомобилей за 1 квартал 2015 года, по предварительным данным, в сравнении с прошлогодними уже сократились на треть.

Плохо дела обстоят и у автодилеров. В 2014 году закрылось 311 дилерских центров. По прогнозам специалистов отрасли в 2015 году из оставшихся 4,4 тыс. автодилерских компаний закроется примерно тысяча, что приведет к увольнению от 80 до 100 тыс. сотрудников.

Банкам, кредитующим крупнейшие автосборочные производства, остается заниматься перекредитовкой и надеяться вместе с клиентами дожить до лучших времен. А банкам, которые кредитуют проблемных автодилеров, придется заняться реализацией залогов и значительную часть долгов – просто списать.

После поднятия ключевой ставки Центробанком в декабре 2014 года ставки по автокредитам во многих банках стали практически запретительными, а объемы выдач серьезно упали. В 2014 году было выдано 823 тыс. автокредитов, что на 22,3% меньше, чем годом ранее. А о статистике выдач автокредитов в 2015 году банки вообще предпочитают умалчивать.

Еще бы – похвалиться сейчас в этой области им явно нечем. По некоторым данным, доля автомобилей, которые продавались в кредит, опустилась до невиданного даже в прежние кризисы уровня в 9%. Дочерние банки автоконцернов, ранее имевшие возможность предложить особенно выгодные условия автокредитов, из-за девальвации рубля и ужесточения условий зарубежного финансирования повысили ставки по кредитам до уровня ставок российских банков.

Райффайзенбанк, еще недавно – один из ведущих банков в автокредитовании, в конце марта открыто заявил, что это направление бесперспективно, и банк прекращает выдачу и рефинансирование автокредитов. Это показательный жест – ведь еще недавно Райффайзенбанк уверенно входил в первую десятку по объему портфеля автокредитов.

Однако есть и хорошие новости!

Так как на производство и продажи автомобилей завязаны многие сопутствующие компании, от поставщиков запчастей и металлургов до салонов продаж автомобилей, правительство решило поддержать наше автомобилестроение. Тем более что успешный опыт такой поддержки накоплен за время прохождения прошлых кризисов.

В результате с 1 апреля была запущена программа льготного автокредитования машин, произведенных в 2015 году. Ее условия достаточно привлекательны для россиян. Первоначальный платеж по кредиту – не менее 20% от стоимости нового автомобиля. Кредиты будут выдаваться по ставке не выше 24% годовых. При этом ставка по кредиту субсидируется государством в размере 2/3 ключевой ставки Центробанка.

В результате кредиты по новой программе обойдутся россиянам не дороже 14,7% годовых. Впрочем, некоторыми банками уже заявлена и более низкая ставка при условии выполнения заемщиком ряда условий.

Максимальная стоимость покупаемой автомашины – 1 млн. рублей, максимальный срок кредита – 36 месяцев. Программа будет действовать до конца 2015 года. По предварительным подсчетам в ходе ее реализации банками будет выдано 200 тыс. автокредитов.

Также с 1 апреля заработала новая программа субсидирования части авансового платежа при оформлении автотранспорта в лизинг. Она рассчитана, скорее, на покупку автомобильной техники предприятиями и индивидуальными предпринимателями. В ходе ее реализации планируется оформить в лизинг до 16 тыс. транспортных средств, включая легковые и грузовые автомобили.

Продолжается действие программы «скупки автохлама», которая в 2014 году помогла продать 188 тыс., а в 1 квартале 2015 года – 40 тыс. автомобилей.

Для россиян, желающих в непростые времена обзавестись новым автомобилем, госпрограммы – отличный шанс это сделать. Ведь процент по кредиту будет даже меньше, чем проценты по «кризисным» вкладам, открытым минувшей зимой. А сопутствующие расходы в большинстве своем никуда не денутся и при покупке нового автомобиля за наличный расчет.

Впрочем, заманить качественных заемщиков в банки будет не так-то и просто. Судя по результатам недавнего опроса НАФИ, россияне хотя и горят желанием обзавестись новеньким блестящим авто, но достаточно трезво оценивают свои силы и условия банковских кредитных программ. В результате число желающих купить автомобиль в кредит за год сократилось вдвое!

Удастся ли госпрограммам поддержки остановить спад продаж автомашин в 2015 году? Думаю, замедлить спад – удастся, остановить – нет. Слишком сильна пока инерция кризиса.

Банки, которые примут участие в госпрограмме льготного автокредитования, вряд ли смогут заработать на участии в ней слишком много. Ведь сегодня даже 24% годовых – не столь высокий доход с учетом рисков, которые таят в себе выдачи автокредитов в самый разгар экономического кризиса.

Зато банки, участвующие в важнейших госпрограммах – льготного автокредитования и льготной ипотеки, смогут отобрать себе лучших на сегодня частных клиентов. Похоже, сегодня участие в поддержке государством отдельных отраслей промышленности или категорий граждан может стать для банков важным способом удержания доли рынка и наращивания объемов бизнеса.

Ну, а для россиян было бы неплохо, если бы масштабные программы поддержки автопромышленности сопровождались столь же масштабными программами по приведению дорог страны в достойный вид. Иначе радость от покупки новенького автомобиля жителями крупных городов будет испорчена ежедневным многочасовым стоянием в автомобильных пробках.

Владислав Лейбов