Все
разделы

Публикации

В кредит не полезем!

Россияне не хотят ни квартиру, ни машину, если в контексте покупки мелькает банк.

Национальное агентство финансовых исследований в последний месяц выпустило результаты нескольких своих работ, касающиеся отношения россиян к разным видам кредитования. Получилась очень печальная статистика для банков. Накушался народ кредитов. А хорошие заемщики самые первые понимают, что нестабильность зарплатных ожиданий вовсе не позволяет что-то хотеть, особенно в кредит.

Последний бум безудержного потребительства, как мы помним, случился в стране перед новогодними праздниками и совпал со свободным падением рубля. Люди все и спустили – кто на новую бытовую технику, кто на автомобили, кто на недвижимость. Все. Денег нет. Новых не заработали и вряд ли быстро. Кризис же.

Если включить телевизор, то по одной только рекламе можно определить, как изменилась политика банков. Перед теми же новогодними праздниками был такой рекламный контент: если вы спустите весь лимит по кредитке на подарки любимым, то получите шанс выиграть в нашу лотерею и вернуть все обратно. А сейчас – сделайте вклад и получите шанс выиграть золотой слиток. Вопрос к банковским маркетологам: откуда у народа деньги на вклады, если вы все вытянули своими кредитами?

А вот вам и российские «хотелки» сегодняшнего дня. Точнее будет сказать – «нехочухи».

Так, согласно данным НАФИ, большинство россиян не планируют в перспективе ближайших трех лет думать об улучшении своих жилищных условий. А те, кто хотел и в принципе мог – сворачивают свои знамена на эту тему. Даже из тех 30%, кто остался, только 18% собираются решать свои жилищные проблемы с помощью ипотеки.

Кто там говорил об ипотеке как о драйвере роста банковского бизнеса?

Также кто-то говорил о надеждах на господдержку автокредитования. Еще один интересный факт, вскрытый НАФИ – большинство россиян в ближайшие несколько лет и вовсе не собираются приобретать автомобиль, а те, кто собирается, будут делать это за счет собственных средств, а не в кредит. Как можно поднять автокредитование, пусть и с господдержкой, всего на 14% потребительского спроса – задачка для маркетологов. Все автодилеры в голос заявляют: половина их продаж – это автомобили в кредит. Всего год назад половина покупателей, которые планировали приобрести машину, говорили о том, что они готовы взять ее в кредит. А сейчас количество таких людей сократилось вдвое. Причины на поверхности: не только высокие процентные ставки, но и снизившиеся доходы, а также отсутствие стабильности и посему – категорическое нежелание жить в долг.

При этом возрастает количество людей, которые искренне считают, что коль скоро банк ввел их каким-либо образом в заблуждение, то кредит ему с чистой совестью можно не возвращать. При этом очень интересно проследить, как менялось отношение к этому вопросу. К примеру, в 2008 году, когда банки пожинали первые горькие плоды кредитного бума, так думало только 15% респондентов. А в 2015 году так думает уже 37% россиян, а ведь за эти годы чего только не произошло, начиная от образования банками института финансового омбудсмена и заканчивая принятием закона о потребительском кредитовании! И главные причины, по которым люди не считают неплатежи по кредиту аморальными – банки все еще недоговаривают об истинной стоимости заемных денег, а также могут в одностороннем порядке изменить условия кредитного договора. И только на третьем месте – «кризисная отмазка», что теперь просто нет денег расплатиться с банком из-за потери работы и падения зарплаты.

Как говорил домовенок Кузя, «запасы не меряны, убытки не считаны, разоримся, по миру пойдем! Где мой бородинский хлеб?». А тоже подорожал!

Что действительно можно продолжить считать драйвером банковского бизнеса – это дистанционные услуги. К примеру, я как потребитель уже не представляю себе без них жизни и на комиссиях не выгадываю. Это – честная сделка между банком и клиентом. Не то что кредит или вклад.

Инна Рукосуева