Все
разделы

Публикации

Раскрытие информации на рынке ценных бумаг: новые правила

Совсем недавно, 17 марта 2015 г., вступило в силу новое Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное ЦБ РФ 30.12.2014 № 454-П (далее — Положение ЦБ).

Оно служит заменой устаревшему одноименному документу (Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. приказом ФСФР России от 04.10.2011 № 11-46/пз-н (далее — Положение ФСФР)).

Изменения в регулировании, связанные с введением Положения ЦБ, носят скорее эволюционный, чем революционный характер. Необходимость принятия Положения ЦБ была обусловлена, в первую очередь, накоплением существенных несоответствий между текущим законодательством и Положением ФСФР. Например, в части составления сводной бухгалтерской отчетности, порядка взаимодействия эмитента и владельцев облигаций в случае дефолта по ним, регистрации основной и дополнительной частей проспекта, постепенного ухода законодателя от деления акционерных обществ на закрытые и открытые и т.д. Кроме того, в связи с передачей от ФСФР России к Банку России полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, ЦБ РФ постепенно принимает собственные акты во всех важных областях регулирования вместо аналогичных актов ФСФР.

Вместе с тем Положение ЦБ включает в себя и ряд новых положений, направленных на совершенствование правового регулирования раскрытия информации. В настоящей статье рассмотрены основные изменения, отличающие правила раскрытия информации по Положению ЦБ от таковых по Положению ФСФР. Предполагаем, что этот анализ будет интересен как компаниям, планирующим в ближайшее время выпуск и размещение ценных бумаг, так и эмитентам, уже раскрывающим информацию о себе публично.

Новый облик проспекта ценных бумаг

Проспект ценных бумаг (далее также — проспект) — это основной публичный документ, содержащий наиболее важную для инвесторов информацию об эмитенте и его ценных бумагах. Несмотря на многочисленные изменения законодательства за последние три года, до вступления в силу Положения ЦБ вид проспекта в целом оставался прежним. Дело в том, что его форма и содержание задаются именно актом под названием Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг. Теперь, со вступ­лением в силу Положения ЦБ, существенно изменились и форма, и содержание прос­пекта. Остановимся на изменениях более подробно.

Во-первых, информация, которая содержится в проспекте, может быть опубликована в двух и более отдельных документах. Федеральный закон от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о РЦБ) в п. 6 ст. 22 предусматривает, что документ, содержащий общую информацию об эмитенте и его финансово-хозяйственной деятельности (основная часть проспекта), может быть зарегистрирован отдельно от до­кумен­та, содержащего иную информацию, которая должна быть указана в проспекте (дополнительная часть проспекта). Однако Положение ФСФР не отражало данную опцию и не уточняло форму, которой должны соответствовать основная и дополнительная части проспекта. Положение ЦБ устраняет данный недостаток и приводит требования к оформлению обеих частей проспекта. Таким образом, крупные эмитенты с разветвленным бизнесом и большой интенсивностью сделок, для которых обобщение информации о компании и ее финансово-хозяйственной деятельности является особенно трудоемким процессом, а параметры размещаемых ценных бумаг определяются исходя из рыночной конъюнктуры незадолго до размещения, теперь могут разделить подготовку проспекта на два этапа.

Кроме того, уточняется, что если после регистрации основной части проспекта эмитент составил бухгалтерскую отчетность за определенный отчетный период или если возникли обстоятельства, которые могут оказать существенное влияние на принятие решения о приобретении ценных бумаг эмитента, при этом во введении проспекта отсутствовали сведения о размещаемых ценных бумагах и об условиях их размещения, то одновременно с регистрацией дополнительной части проспекта должен быть зарегистрирован документ, содержащий изменения к основной части проспекта.

Помимо этого, в развитие законодательных норм, Положение ЦБ устанавливает, что если после регистрации проспекта и до начала размещения ценных бумаг эмитентом составлена бухгалтерская отчетность за соответствующий отчетный период или возникли новые обстоятельства, которые могут оказать существенное влияние на принятие решения о приобретении ценных бумаг эмитента, то в проспект должны быть внесены соответствующие изменения. Такие изменения не подлежат государственной регистрации, а содержащаяся в них информация должна быть раскрыта до начала размещения ценных бумаг в том же порядке, в котором раскрывается информация, содержащаяся в проспекте.

Необходимо заметить, что описанные положения об изменениях в проспект не применяются для тех компаний, которые уже активны на публичном рынке. Так, если эмитент раскрывает информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, такие изменения в проспект можно не публиковать, ведь соответствующая новая информация и так должна быть раскрыта эмитентом в общем порядке.

Во-вторых, информацию в проспекте можно раскрыть путем отсылок к ранее раскрытым документам. Положение ФСФР содержало закрытый перечень информации, которая может не приводиться в проспекте полностью, а раскрываться путем отсылки к ранее раскрытой эмитентом информации. Согласно Положению ЦБ любой пункт проспекта может быть раскрыт подобным образом. Одновременно с таким послаблением для всех эмитентов в Положении ЦБ отсутствует норма о том, что в проспект биржевых облигаций может не включаться часть информации, обязательной для остальных эмитентов.

Таким образом, теперь эмитенты биржевых облигаций смогут по-прежнему не заполнять разделы, не требую­щие заполнения в соответствии с Положением ФСФР, если только их ежеквартальные отчеты или иные публичные документы содержат актуальную и полную информацию, соответствующую требованиям данных разделов.

В-третьих, содержание прос­пекта существенно сокращено. На благо компаниям-эмитентам из обязательных пунктов проспекта исключены объемные или обременительные при раскрытии вопросы: «Описание порядка налогообложения доходов по размещенным и размещаемым эмиссионным ценным бумагам эмитента», «Сведения о расходах, связанных с эмиссией ценных бумаг», «Сведения о способах и порядке возврата средств, полученных в оплату размещаемых эмиссионных ценных бумаг в случае признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» и некоторые иные разделы.

Представляется, что такое уменьшение объема проспекта не должно затронуть интересы инвесторов, так как исключенная информация либо относилась к общедоступной (то есть инвестор при желании и независимо от эмитента мог получить ее из публичных источников), либо не влияла очевидным образом на оценку стоимости ценных бумаг и стабильности компании.

В-четвертых, появились новые подразделы и пункты проспекта, которые учитывают особенности специализированных обществ и облигаций с залоговым обеспечением денежными средствами. Так, в форму проспекта впервые добавлен раздел «Сведения о деятельности эмитентов, являющихся специализированными обществами», в котором приводится основная информация о таком эмитенте, в том числе о целях и предмете его деятельности, специальных положениях в его уставе, а для специализированного общества проектного финансирования — также описание долгосрочного инвестиционного проекта, финансируемого за счет выпуска облигаций.

Помимо этого, в форму проспекта включены пункты «Дополнительные сведения о размещаемых облигациях с залоговым обеспечением денежными требованиями», «Сведения об организациях, обслуживающих находящиеся в залоге денежные требования» (то есть о сервисных агентах), «Информация о составе, структуре и стоимости (размере) залогового обеспечения облигаций, в состав которого входят денежные требования» и иные специальные пункты.

В-пятых, уточнен список лиц, подписывающих проспект. Текущая редакция ст. 22.1 Закона о РЦБ содержит указание на то, что проспект должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главным бухгалтером или иным лицом, выполняющим его функции. Ранее в этой статье указывалось, что проспект также должен быть подписан аудитором. Такое предписание имелось и в Положении ФСФР, что не соответствовало действующему законодательству и могло вводить в заблуждение эмитентов. Устраняя эту коллизию, Положение ЦБ прямо указывает, что проспект может быть подписан аудиторской организацией, подтверждающей достоверность информации в указанной ею части проспекта.

Кроме того, в отличие от Положения ФСФР, Положение ЦБ не содержит требования о том, что проспект иностранного эмитента должен быть подписан брокером. Если иностранный эмитент добровольно решит привлечь брокера к проверке и подписанию проспекта, то он сможет выбрать любого брокера и больше не будет связан приказом ФСФР России от 25.02.2010 № 10-12/пз-н «Об утверждении требований к брокеру, подписывающему проспект ценных бумаг иностранного эмитента».

Установлены более поздние сроки опубликования текстов решений о выпуске ценных бумаг и проспекта

В соответствии с Положением ФСФР эмитент был обязан опубликовать текст зарегистрированного решения о выпуске и проспекта ценных бумаг в срок не более двух дней с даты опубликования информации о регистрации выпуска ценных бумаг. Теперь же, в соответствии с Положением ЦБ, эмиссионные документы необходимо опубликовать не позднее даты начала размещения ценных бумаг. Это, безусловно, более комфортно для эмитентов.

Кроме того, Положение ФСФР содержало не соответствующий законодательству запрет размещения путем подписки ценных бумаг ранее чем через две недели после опубликования сообщения о госрегистрации выпуска ценных бумаг. В Положении ЦБ ограничение на размещение ценных бумаг установлено для тех выпусков, госрегистрация которых сопровождалась регистрацией проспекта. Причем «точкой отсчета» для исчисления сроков начала размещения является публикация эмиссионной документации на сайтах эмитента, а размещение запрещается ранее даты, в которую инвесторам был предоставлен доступ к решению о выпуске ценных бумаг и проспекту.

Срок публикации сообщения о дате начала размещения ценных бумаг стал более удобным

Положение ФСФР предписывало, что сообщение о дате начала размещения ценных бумаг должно быть опубликовано эмитентом в ленте новостей не позднее чем за пять дней, а на странице в Интернете — не позднее чем за четыре дня до даты начала размещения ценных бумаг. Положение ЦБ устанавливает более удобный для эмитента срок: не позднее чем за один день до даты начала размещения ценных бумаг. Таким образом, размещение ценных бумаг может проводиться более оперативно, чем ранее.

Смещена дата, в которую возникает обязанность текущего раскрытия информации

Как известно, публичная компания обязана раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета, консолидированной финансовой отчетности и сообщений о существенных фактах. По Положению ФСФР компания-эмитент должна была раскрывать информацию в указанных формах с даты регистрации выпуска ценных бумаг или даты допуска ценных бумаг к организованным торгам на бирже. Теперь же, по общему правилу, такая обязанность возникает после начала размещения ценных бумаг. Сроки начала «текущего» раскрытия информации смещены, чтобы снизить нагрузку на эмитентов в связи с раскрытием информации в тех случаях, когда она объективно еще не востребована инвесторами и владельцами ценных бумаг. Как было указано выше, на эмитенте и так лежит обязанность обновлять данные в проспекте, если до начала размещения ценных бумаг эти данные стали неактуальными, в связи с чем отдельное раскрытие эмитентом ежеквартального отчета, консолидированной финансовой отчетности или существенных фактов выглядит излишним.

Заметим, что эмитент может принять на себя и более строгие обязательства: указать в проспекте, что раскрытие информации будет осуществляться после его регистрации либо допуска биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам.

Перечень раскрываемой информации для дебютных выпусков сокращен

Как и Положение ФСФР, Положение ЦБ предусматривает не только указанные выше формы текущего раскрытия информации, но и раскрытие информации на этапах эмиссии ценных бумаг (теперь такое раскрытие называется «раскрытие информации о выпуске ценных бумаг»). Фактически такое раскрытие производится в форме существенных фактов, но эмитент может быть обязан публиковать их и тогда, когда обязанность публикации «классических» существенных фактов у него еще не возникла, а именно: если размещение ценных бумаг сопровождается государственной регистрацией проспекта, а также (данное положение является новым) в любом случае, когда ценные бумаги планируется размещать путем открытой подписки.

Если эмитент планирует размещение дебютного выпуска ценных бумаг, то перечень информации, которую в соответствии с Положением ЦБ он будет обязан раскрывать на этапах процедуры эмиссии, сузился с пяти до трех следующих пунктов:

  • информация, раскрываемая на этапе госрегистрации выпуска ценных бумаг или присвоения выпуску ценных бумаг идентификационного номера;
  • информация, раскрываемая на этапе размещения ценных бумаг;
  • информация, раскрываемая на этапе госрегистрации отчета или представления уведомления об итогах выпуска ценных бумаг.

Таким образом, при дебютных выпусках ценных бумаг, по общему правилу, могут не раскрываться факты принятия решения о размещении ценных бумаг и утверждения решения о выпуске ценных бумаг.

Если же эмитент уже несет обязанность раскрывать информацию в форме сообщений о существенных фактах, он должен раскрыть информацию на всех пяти указанных этапах эмиссии в форме сообщений о существенных фактах.

Новые существенные факты

Перечень существенных фактов, подлежащих раскрытию эмитентами ценных бумаг, дополнен следующими существенными фактами:

  • о дате, на которую определяются лица, имеющие право на осуществление прав по эмиссионным ценным бумагам эмитента, в том числе о дате, на которую составляется список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров эмитента. Напомним, 1 января 2012 г. вступили в силу изменения в законодательство в отношении ценных бумаг с обязательным централизованным хранением (Федеральный закон от 03.06.2011 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О рынке ценных бумаг“ и статьи 214.1 и 310 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»), согласно которым эмитент исполняет обязанность по осуществлению выплат по ценным бумагам путем перечисления денежных средств депозитарию, осуществляющему их обязательное централизованное хранение. В связи с этим список владельцев документарных эмиссионных ценных бумаг эмитента на предъявителя с обязательным централизованным хранением больше не составляется. По этой причине утратила актуальность формулировка сообщения о существенном факте «о дате, на которую составляется список владельцев именных эмиссионных ценных бумаг эмитента или документарных эмиссионных ценных бумаг эмитента на предъявителя с обязательным централизованным хранением для целей осуществления (реализации) прав, закрепленных такими эмиссионными ценными бумагами», что и привело к замене данного сообщения на сообщение о существенном факте, указанное выше;
  • о проведении и повестке дня общего собрания владельцев облигаций эмитента, а также о решениях, принятых общим собранием владельцев облигаций эмитента. Проведение общего собрания владельцев облигаций было предусмотрено в Законе об РЦБ уже после принятия Положения ФСФР, в связи с чем вопрос о раскрытии информации о таком собрании ранее не был урегулирован;
  • об определении эмитентом облигаций нового представителя владельцев облигаций. Напомним, что эмитент будет обязан определить представителя владельцев облигаций с 1 июля 2016 г., а в настоящий момент это является его правом;
  • о переводе эмиссионных ценных бумаг эмитента из одного котировального списка в другой котировальный список. Раскрытие данного существенного факта представляется более наглядным для владельцев ценных бумаг и инвесторов, чем параллельное опубликование двух существенных фактов, как ранее: об исключении ценных бумаг из определенного списка и о включении их в другой список.

Упрощен порядок раскрытия информации об аффилированных лицах

В соответствии с Положением ФСФР акционерное общество было обязано опубликовать на странице в Интернете:

  • текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не ранее даты окончания отчетного квартала и не позднее двух рабочих дней с даты окончания отчетного квартала;
  • тексты изменений, про­изошедших в списке аффилированных лиц, — не позднее двух рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список.

Положение ЦБ не предусматривает обязанности акционерного общества публиковать тексты изменений в список аффилированных лиц.

Планируемую дату направления заявления о внесении отдельных записей в ЕГРЮЛ теперь нужно раскрывать

Новеллой Положения ЦБ является требование, что акционерное общество обязано раскрывать сообщение о планируемой дате направления заявления о внесении в ЕГРЮЛ записей, связанных с реорганизацией, прекращением деятельности или с ликвидацией АО. Акционерное общество должно опубликовать эти сведения в ленте новостей не позднее чем за четыре рабочих дня, а на странице в Интернете — не позднее чем за три рабочих дня до даты направления акционерным обществом такого заявления в регистри­рующий орган.

Илья Барейша старший юрист, Ольга Журавлева юрист АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», "Экономика и жизнь"