Все
разделы

Публикации

Бессудные лошадки

Борозды не испортят.

Были времена, когда люди оформляли кредит на новый автомобиль, не успев погасить задолженность по прежнему займу на авто. Варианты могли быть разными – к примеру, параллельно с новым автокредитом получить в лояльном банке кредитную карту или «потреб», с помощью этих не обремененных залогом денег закрыть остаток прежнего долга. Зачем так делали? Из-за всем известного автомобильного культа, присущего нашим согражданам. Скажем, автокредит брался на 5 лет, а машина надоедала за 2 года. И что, продолжать ездить «как лох»? Ну уж нет... Денег на досрочное погашение тоже нет, но этот вопрос во времена кредитного бума можно было решить. Кстати, полагаю, что подобные варианты – одна из причин текущей закредитованности россиян. Что делали со старой машиной в итоге? Продавали. А погашали ли за счет этих денег взятые «потребы» или «вычищенные» лимиты по картам? Не факт. Бензин и зимнюю резину ведь тоже надо на что-то покупать.

Но теперь ситуация изменилась, и это радует. НАФИ опубликовало результаты опроса, согласно которому «большинство россиян в ближайшие несколько лет не собираются приобретать автомобиль». А те, кто все-таки планирует купить машину, «в основном предпочтут сделать это полностью за свой счет, не прибегая к кредитам».

Лишь 14% граждан помышляют о том, чтобы приобрести автомобиль в ближайшие три года. При этом в исследовании отмечается, что за последний год число тех, кто хочет купить машину за свой собственный счет, выросло вдвое – с 27% в 2014 году до 58% в 2015. В отношении автокредитов – противоположная картина: если год назад почти 60% потенциальных покупателей авто планировали совершить это деяние с помощью банка, то сейчас таковых осталось не более 25%.

Понимаю печаль автопроизводителей и дилеров по этому поводу – сегодня они не на «железном коне». В хорошие времена от салона к салону 50–70% автомобилей продается в кредит – это факт. Сочувствую грусти продавцов, но ее не разделяю. Потому что все происходящее – это отрезвление людей от автомобильного «опьянения». Ведь было так, что пить за рулем нельзя, а поесть – ни за рулем, ни где-либо еще – попросту не на что.

Думаю, что правильная модель поведения автолюбителя, особенно в условиях кризиса, – поддерживать в хорошем состоянии свою машину и откладывать каждый месяц на покупку новой (если поставлена такая цель). Все-таки автомобиль – не ипотека, накопить вполне реально, причем сделать это можно достаточно быстро – за два-три года точно.

Допустим, 1 млн. рублей можно накопить за три года, если откладывать в месяц менее 28 тыс. Платеж по автокредиту на такой же срок и сумму при очень щадящей по нынешним временам ставке в 20% годовых (не берем льготные программы) составит более 37 тыс. рублей, переплата – более 330 тыс. На них можно много чего купить или, например, сделать скромный ремонт в квартире – за те три года, в течение которых вы копите на новую машину. Да, часть этой суммы пойдет и на ремонт старой машины, но если прикинуть, сколько приходится тратить на «золотое» ТО новых авто у официальных дилеров и на «новую» страховку без франшизы – скорее всего, получится и здесь сэкономить.

Кстати, любопытный факт: по автокредитным программам банки стали увеличивать максимальные сроки. Раньше, как правило, ссуды на покупку авто выдавались максимум на 5 лет, теперь – уже на 7. Длительный срок позволяет снизить ежемесячную нагрузку, которая существенно возросла из-за роста ставок (5–7 пунктов – не предел).

Что делать тем, у кого вообще нет машины и кому нечего поддерживать в хорошем состоянии? Здесь все зависит от ситуации. Если человеку лет 30, и у него до сих пор нет автомобиля, то, вполне возможно, он ему и не нужен. Если человек молодой, то здесь можно либо тоже копить, либо попросить финансовой поддержки у родителей. Тем более что кредит «молодым и зеленым», особенно в «кризисное» время, все равно не светит, ибо для банков сейчас риски – прежде всего.

Кирилл Гуманков