Все
разделы

Публикации

Новые документы для бухгалтера от 4 февраля 2015 года

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета.

Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

1. Налоговое ведомство разъяснило порядок применения кодов видов операций по НДС

Письмо ФНС России от 22.01.2015 N ГД-4-3/794@ "О порядке применения кодов видов операций по НДС"

Коды видов операций по НДС отражаются в соответствующих графах журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также книг покупок и продаж. Данные разъяснения приведены в анализируемом Письме.

Налоговое ведомство рекомендует при заполнении указанных документов, применяемых в расчетах по НДС, наряду с действующими использовать дополнительные коды. Их перечень (номера 16 - 28) приведен в Приложении к Письму.

Напомним, что в настоящее время действуют коды, утвержденные Приказом ФНС России от 14.02.2012 N ММВ-7-3/83@. В этот акт планируют внести изменения. В частности, предполагается предусмотреть новые коды видов операций. Подробнее о проекте Приказа ФНС России "О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 14.02.2012 N ММВ-7-3/83@" см. выпуск обзора от 21.01.2015.

Подробнее о ведении книг продаж и покупок, а также журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур см. Практическое пособие по НДС.

2. Правительство РФ утвердило антикризисный план

Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 N 98-р

Правительство РФ утвердило план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. (далее - антикризисный план). Реализация данных мероприятий требует в том числе подготовки проектов нормативных правовых актов и их принятия.

Планируется, в частности, увеличить в два раза предельные размеры выручки для отнесения лица к субъектам малого или среднего предпринимательства.

Так, согласно антикризисному плану для микропредприятия предельный размер выручки предполагается увеличить до 120 млн руб. Для малых предприятий эта величина составит 800 млн руб., для средних - 2 млрд руб. Отнесение лица к одной из указанных категорий влияет, например, на возможность ведения бухгалтерского учета руководителем.

В настоящее время предельные размеры выручки для субъектов малого и среднего предпринимательства установлены Постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 N 101 (см. выпуск обзора от 20.02.2013). Напомним, что в ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ предусмотрены условия для отнесения лица к соответствующему виду субъектов. Одним из таких критериев является объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год. Эти показатели Правительство РФ определяет один раз в пять лет.

Антикризисный план включает и иные мероприятия. В частности, планируется предоставить субъектам РФ право снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом "доходы" (с 6 до 1 процента), а также для налогоплательщиков, которые применяют ЕНВД в отношении отдельных видов деятельности (с 15 до 7,5 процентов).

3. Об исчислении срока давности привлечения агента по НДФЛ к ответственности по ст. 123 НК РФ

Письмо ФНС России от 29.12.2014 N СА-4-7/27163

Налоговое ведомство разъяснило, как определяется день совершения правонарушения, предусмотренного ст. 123 "Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов" НК РФ. Выявление названной даты необходимо, в частности, для исчисления сроков давности привлечения к налоговой ответственности. В отношении данного правонарушения этот срок составляет три года со дня его совершения.

Если срок перечисления исчисленного и удержанного НДФЛ определяется согласно абз. 1 п. 6 ст. 226 НК РФ, то таким днем признается день, следующий за днем фактического получения налоговым агентом в банке наличных денежных средств на выплату дохода. При перечислении средств на счет физлица в банке (либо по его поручению на счета третьих лиц) этим днем является день, следующий за днем перечисления дохода со счетов налоговых агентов на счета налогоплательщика (третьих лиц).

В силу абз. 2 п. 6 ст. 226 НК РФ в иных случаях срок перечисления исчисленного и удержанного НДФЛ определяется таким образом. Если физлицо получает доход в натуральной форме или в виде материальной выгоды, налог должен быть перечислен не позднее дня, следующего за днем его фактического удержания, если в денежной форме - не позднее дня, следующего за днем фактического получения дохода. То есть днем совершения рассматриваемого правонарушения признается соответственно второй день со дня удержания суммы налога либо второй день со дня фактического получения налогоплательщиком дохода.

Напомним, что неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Налоговым кодексом РФ срок суммы налога, подлежащей удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от указанной суммы (ст. 123 НК РФ).

Подробнее об ответственности налоговых агентов по НДФЛ см. Практическое пособие по НДФЛ.

Об исполнении обязанностей налогового агента по НДФЛ см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды.

4. Предлагается скорректировать порядок проведения выездных проверок уплаты страховых взносов

Проект Федерального закона "О внесении изменений в законодательство Российской Федерации о страховых взносах по вопросам администрирования страховых взносов"

Планируется изменить порядок, согласно которому осуществляются выездные проверки уплаты работодателем взносов, если у органов контроля имеется информация о нарушении данным лицом требований трудового законодательства, вследствие которого возможно нарушение законодательства о страховых взносах. Такую информацию направляют Роструд, его территориальные органы.

Соответствующие положения содержатся в анализируемом проекте федерального закона, который размещен на сайте regulation.gov.ru (http://regulation.gov.ru/project/22518.html?point=view_project&stage=2&stage_id=15890). Предполагается, что они вступят в силу со дня официального опубликования федерального закона.

Согласно проекту в указанной ситуации не будет применяться запрет, в силу которого названная проверка производится не чаще чем один раз в три года. Сейчас исключением из этого правила являются реорганизация или ликвидация организации.

Кроме того, предполагается в рассматриваемом случае сделать возможным осуществление повторной выездной проверки. Напомним, что данный вид контрольных мероприятий не зависит от времени проведения предыдущей проверки и охватывает тот же период. В настоящее время для него предусмотрены два основания: контроль за деятельностью нижестоящего органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и представление плательщиком уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам с меньшей суммой к уплате.

5. Проект о ежеквартальной подаче налоговым агентом расчетов по НДФЛ принят в первом чтении

Проект Федерального закона N 673772-6

Законопроект, направленный в том числе на повышение ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах, был принят Госдумой в первом чтении 30 января 2015 г. О некоторых изменениях, предлагаемых в данном проекте, см. выпуск обзора от 17.12.2014.

С текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте http://asozd2.duma.gov.ru (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=673772-6&02).

6. Для работодателей конкретизированы правила сообщения о приеме на работу бывших госслужащих

Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 N 29 "Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации"

Установлены правила, согласно которым работодателям при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) на сумму более 100 тыс. руб. в месяц с лицами, ранее замещавшими должности государственной или муниципальной службы, необходимо сообщать об этом представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данных лиц.

Перечень таких должностей определяется нормативными правовыми актами РФ (на сегодняшний день - Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557).

Несмотря на наличие предусмотренной законом обязанности работодателя представлять сообщение о заключении с бывшими госслужащими указанных гражданско-правовых договоров, порядок исполнения данной обязанности установлен не был. Каким точно образом это необходимо делать, стало известно только после принятия рассматриваемого Постановления. Действовавший ранее порядок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 700, касался лишь представления сообщения о заключении трудового договора.

Работодатель, не выполнивший указанную обязанность, может быть привлечен к ответственности на основании ст. 19.29 КоАП РФ. Данной статьей предусмотрен штраф, например, для юрлиц в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

По вопросу сообщения о приеме на работу гражданина, ранее замещавшего должности государственной или муниципальной службы, см. Путеводитель по кадровым вопросам.

7. Утвержден профстандарт для бухгалтеров

Приказ Минтруда России от 22.12.2014 N 1061н

В настоящее время профстандарты применяются, в частности, для решения вопросов кадровой политики и обучения сотрудников. В Госдуме рассматривается законопроект, по которому планируется обязать отдельные организации использовать профстандарты.

ЗАО "Консультант Плюс"