Все
разделы

Публикации

Новые документы для бухгалтера от 28 января 2015 года

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета.

Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

1. Предлагается изменить порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах

Проект Федерального закона N 703551-6 "О внесении изменений в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в части фиксирования норм налогового законодательства в течение года и установления нового порядка принятия и вступления в законную силу изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ)"

С 1 января 2016 г. могут быть скорректированы положения Налогового кодекса РФ о порядке вступления в силу нормативных правовых актов о налогах и сборах. Данный вывод следует из анализируемого Проекта федерального закона (далее - Проект), внесенного в Госдуму 20 января 2015 г.

Согласно Проекту акты законодательства о налогах и сборах по общему правилу принимаются не позднее 1 сентября текущего года и вступают в силу с 1 января следующего года. Из этого положения следует, что вступление указанных актов в силу будет зависеть от даты принятия. Полагаем, в частности, вступление в силу федерального закона - от даты его принятия Госдумой.

В настоящее время общий порядок вступления в силу актов законодательства о налогах отличается от порядка, предусмотренного для актов законодательства о сборах. Так, первые вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, а вторые - не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Из данных положений есть исключения, указанные в ст. 5 НК РФ.

Одно из таких исключений предусмотрено в абз. 3 п. 1 названной статьи, содержащем следующую норму. Федеральные законы, которые вносят изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, которые вводят налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня официального опубликования. Предполагается, что данные положения также будут скорректированы: приведенные акты будут вступать в силу с 1 января года, следующего за годом их принятия.

Следует отметить, что в силу п. 5 ст. 5 НК РФ положения данной статьи распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. В связи с этим, если Проект будет принят, названные изменения затронут и перечисленные акты.

С текстом Проекта можно ознакомиться на сайте Госдумы (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=703551-6).

2. Уточнять сведения в справке 2-НДФЛ надо по форме, действовавшей в корректируемом периоде

Приказ ФНС России от 08.12.2014 N ММВ-7-11/617@ "О внесении изменений в Порядок представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц, утвержденный приказом ФНС России от 16 сентября 2011 г. N ММВ-7-3/576@"

Сведения в справке 2-НДФЛ необходимо уточнять по форме, действовавшей в том налоговом периоде, за который вносятся изменения. Такое положение появится в Порядке, утвержденном Приказом ФНС России от 16.09.2011 N ММВ-7-3/576@ (далее - Порядок) (п. 5 Приложения к рассматриваемому Приказу). На момент подготовки материала данный Приказ опубликован не был.

Напомним, что сведения о доходах физлица, которому налоговый агент перерассчитал НДФЛ за предшествующие налоговые периоды в связи с уточнением его налоговых обязательств, оформляются в виде новой справки (абз. 7 разд. I Рекомендаций, утвержденных Приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@). Подробнее об уточнении (корректировке) сведений о доходах по форме 2-НДФЛ см. в Практическом пособии по НДФЛ.

Согласно анализируемому Приказу в Порядок вносятся и другие изменения. В частности, уточняется, что этот Порядок не должен применяться к сведениям, представляемым налоговыми агентами в соответствии со ст. 226.1 НК РФ (п. 1 Приложения к рассматриваемому Приказу). О сведениях, которые указанные налоговые агенты должны подавать в инспекцию, см. в Практическом пособии по НДФЛ.

3. Обновлена форма карточки, по которой можно вести учет выплат и страховых взносов

Письмо ПФ РФ N АД-30-26/16030, ФСС РФ N 17-03-10/08/47380 от 09.12.2014 "О карточке учета взносов"

В рассматриваемом Письме страхователям предлагается использовать для ведения учета произведенных выплат и исчисленных с них страховых взносов новую форму карточки. Такой учет они должны вести в отношении каждого физлица, в пользу которого осуществлялись выплаты (ч. 6 ст. 15, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о страховых взносах).

По сравнению с карточкой, форма которой была приведена в Письме ПФ РФ от 26.01.2010 N АД-30-24/691, ФСС РФ от 14.01.2010 N 02-03-08/08-56П, в новой помимо страницы 1 предусмотрены страницы 2 и 3.

Страница 1 разработана с учетом произошедших с момента разработки предыдущей карточки изменений порядка начисления страховых взносов. Например, убрана разбивка взносов на ОМС по фондам (ФФОМС, ТФОМС).

Страница 2 заполняется в целях учета сумм выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, которые заняты на видах работ, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Напомним, что в отношении этих выплат применяются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР. Их размер зависит, в частности, от класса условий труда, установленного по результатам спецоценки (ст. 58.3 Закона о страховых взносах). На странице 2 предусмотрены, например, отдельные графы для учета выплат и начисленных с них страховых взносов по данным рабочим местам в зависимости от того, проведена ли спецоценка и какой класс условий труда по ее итогам установлен (О4 (опасные), В3.4 (вредные 3.4), В3.3 (вредные 3.3), В3.2 (вредные 3.2), В3.1 (вредные 3.1)).

На странице 3 оформляется карточка учета сумм страхового обеспечения на цели обязательного социального страхования. В ней указываются, например, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком.

4. Суточные в иностранной валюте пересчитывают в рубли на дату утверждения авансового отчета

Письмо Минфина России от 29.12.2014 N 03-04-06/68074

Финансовое ведомство разъяснило, что при определении налоговой базы по выплаченным в иностранной валюте суточным налоговый агент пересчитывает данные суммы в рубли по курсу ЦБ РФ, действующему на дату утверждения авансового отчета.

Напомним, что в целях исчисления НДФЛ доходы налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, подлежат пересчету в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, принятому на дату фактического получения указанных доходов (п. 5 ст. 210 НК РФ). Суточные не признаются доходом работника и не облагаются НДФЛ в пределах установленных сумм:

- не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ;

- не более 2500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке.

В случае выплаты суточных в иностранной валюте необходимо иметь в виду следующее. Если сумма, полученная в результате пересчета таких выплат в рубли, превышает указанные максимальные величины, с суммы разницы надлежит исчислить НДФЛ, удержать его и перечислить в бюджет. Согласно позиции, высказанной в анализируемом Письме, данный пересчет должен быть произведен на дату утверждения авансового отчета. Учитывая смысл п. 5 ст. 210 НК РФ, можно сделать вывод, что именно эту дату ведомство считает датой фактического получения суточных. Авансовый отчет работник по возвращении из командировки обязан представить работодателю в течение трех рабочих дней.

Необходимо отметить, что в Письме Минфина России от 14.01.2013 N 03-04-06/4-5 указывалось: при направлении сотрудника в командировку определение дохода, подлежащего налогообложению, производится организацией - налоговым агентом после утверждения авансового отчета работника. При этом из текста письма неясно, в какой валюте работнику выдавались денежные средства. Ранее финансовое ведомство разъясняло, что датой фактического получения работником налогооблагаемого дохода в виде превышения размера суточных, который установлен в п. 3 ст. 217 НК РФ, является дата выплаты суточных. См. Письма Минфина России от 25.06.2010 N 03-04-06/6-135, от 01.02.2008 N 03-04-06-01/27.

5. Неподача расчета авансового платежа - не основание для приостановления операций по счетам

Письмо ФНС России от 11.12.2014 N ЕД-4-15/25663

Операции по счетам налогоплательщика не приостанавливаются в соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ, когда в налоговый орган не был представлен расчет авансового платежа.

Отметим, что в силу приведенной нормы решение о приостановлении операций по счетам в банке, а также переводов электронных денежных средств может приниматься в том числе в случае, если организация не представила в инспекцию налоговую декларацию в течение 10 дней по окончании установленного срока.

ФНС России пришла к указанному в рассматриваемом Письме выводу, разграничив на основании п. 1 ст. 80 НК РФ понятия налоговой декларации и расчета авансового платежа. Налоговое ведомство также сослалось на точку зрения Пленума ВАС РФ о разграничении этих понятий (п. 17 Постановления от 30.07.2013 N 57).

По данному вопросу ФНС России согласовала свою позицию с Минфином России. Напомним, что финансовое ведомство и ранее придерживалось аналогичного мнения. Кроме того, имеются судебные акты, подтверждающие этот подход. Подробнее см. Энциклопедию спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

6. Утверждена новая форма уведомления о заключении трудового договора с иностранцем

Приказ ФМС России от 08.12.2014 N 640 "О внесении изменений в приказ ФМС России от 28 июня 2010 г. N 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации"

Рассматриваемым Приказом вносятся изменения в Приказ ФМС России от 28.06.2010 N 147, которым утверждены формы и порядок уведомления ФМС России об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ. В частности, приводятся новые формы уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора (гражданско-правового договора на выполнение работ, оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства), а также порядок их представления в территориальный орган ФМС России (далее - Порядок).

Указанные новые формы нужно заполнять в отношении всех иностранных граждан (лиц без гражданства), с которыми заключаются (прекращаются) трудовые (гражданско-правовые) договоры. Использовавшиеся ранее формы анализируемым Приказом признаны утратившими силу. Они заполнялись в отношении только тех иностранных граждан, кто прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы. Введение новых форм связано с тем, что с 1 января 2015 г. вступил в силу п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и утратила силу ст. 13.1 данного Закона. В п. 9 этой статьи была закреплена обязанность работодателей (заказчиков работ, услуг) подавать уведомления в том числе о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, которые прибыли в Россию в порядке, не требующем получения визы.

Подать данные уведомления работодатели (заказчики работ, услуг) должны в территориальный орган ФМС России того субъекта РФ, на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения (прекращения) трудового (гражданско-правового) договора (абз. 1 п. 8 ст. 13 упомянутого Закона, п. 2 Порядка). Уведомления могут быть направлены на бумажном носителе либо поданы в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет (например, через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)) (абз. 2 п. 8 ст. 13 названного Закона, п. 6 Порядка).

В новых формах по сравнению с использовавшимися ранее появились графы для указания в качестве работодателя (заказчика работ, услуг), например, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, частного нотариуса, представительства или филиала иностранного юридического лица. Также в новых формах предусмотрена возможность отражать сведения о патенте, если иностранный гражданин осуществляет деятельность на его основании. О замене разрешений на работу для трудовых мигрантов из "безвизовых" стран на патенты см. выпуск обзора "Правовые новости. Коротко о важном" от 28.11.2014 (http://www.consultant.ru/law/review/fed/nw2014-11-28.html).

Рассматриваемым Приказом внесены и некоторые другие изменения в формы и порядок уведомления ФМС России об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ. В частности, признана утратившей силу форма уведомления о расторжении трудового (гражданско-правового) договора с иностранным гражданином - высококвалифицированным специалистом.

Анализируемый Приказ был опубликован в "Российской газете" 23 января 2015 г. и вступит в силу 3 февраля 2015 г.

ЗАО "Консультант Плюс"