Все
разделы

Публикации

Новые документы для бухгалтера от 21 января 2015 года

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета.

Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

1. Отменено командировочное удостоверение

Постановление Правительства РФ от 29.12.2014 N 1595 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

При направлении работника в командировку больше не требуется оформлять командировочное удостоверение. Соответствующие изменения были внесены анализируемым актом (далее - Постановление N 1595), в частности, в Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749. Постановление N 1595 вступило в силу 8 января 2015 г.

Согласно названному Положению (в редакции Постановления N 1595) фактический срок пребывания работника в месте командировки определяется по проездным документам, которые такой сотрудник представил по возвращении из нее. Если к месту командирования и (или) обратно к месту работы он следовал на личном транспорте (легковом автомобиле или мотоцикле), данный срок указывается в служебной записке, которую сотрудник представляет работодателю по возвращении из командировки одновременно с оправдательными документами, подтверждающими соответствующее использование названного транспорта (путевой лист, счета, квитанции, кассовые чеки и др.).

Отметим, что ранее о фактическом сроке пребывания в командировке свидетельствовали данные командировочного удостоверения, если этот документ был необходим (абз. 1 п. 7, п. 15 названного Положения в редакции, действовавшей до 08.01.2015).

Кроме того, в рассматриваемом Постановлении N 1595 предусмотрены иные изменения. В частности, в связи с утратой силы п. 6 и абз. 3 п. 26 упомянутого Положения работодателям не требуется оформлять служебное задание, а возвратившимся из командировки сотрудникам - заполнять отчет о выполненной работе.

Дополнительно о некоторых спорных ситуациях, связанных с оформлением командировочного удостоверения, см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль и Энциклопедию спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды. Отметим, что данные ситуации неактуальны для отношений, возникших с 08.01.2015, вследствие вступления в силу Постановления N 1595.

2. При перечислении земельного налога применяются скорректированные КБК

Приказ Минфина России от 16.12.2014 N 150н "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н"

В платежном поручении на перечисление земельного налога 4 - 13 разрядам кода классификации доходов бюджетов (КБК) соответствуют измененные значения. Такой вывод следует из анализируемого Приказа, который введен в действие с 1 января 2015 г.

Напомним, что КБК указывается в платежном поручении (реквизит 104) и служит для идентификации платежа. С названной даты в соответствующую графу (4 - 13 разряды кода) при перечислении организацией суммы земельного налога вносятся следующие показатели, если участок расположен в границах:

- внутригородских муниципальных образований городов федерального значения - 1 06 06031 03;

- городских округов - 1 06 06032 04;

- городских округов с внутригородским делением - 1 06 06032 11;

- внутригородских районов - 1 06 06032 12;

- межселенных территорий - 1 06 06033 05;

- сельских поселений - 1 06 06033 10;

- городских поселений - 1 06 06033 13.

Рассматриваемый Приказ содержит и иные изменения. Об одном из них, касающемся корректировки кодов подвидов доходов бюджетов, которые используются при перечислении сумм пеней и процентов, см. выпуск обзора от 14.01.2015.

О форме и порядке заполнения платежного поручения на уплату (перечисление) налога через банк см. Практическое пособие по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафов. Особенности заполнения платежных поручений на уплату (перечисление) недоимки, пеней, штрафа, процентов см. в Практическом пособии по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафов.

3. Разъяснены особенности заполнения с 2015 г. отчетности по налогу на имущество организаций

Письмо ФНС России от 12.12.2014 N БС-4-11/25774@

Плательщики налога на имущество организаций, применяющие льготу по движимому имуществу, принятому на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 г., при заполнении раздела 2 налоговой декларации и раздела 2 расчета по авансовому платежу в отношении таких объектов указывают в строке 160 код 2010257. Описанный порядок применяется начиная с налогового (первого отчетного) периода 2015 г. и до внесения изменений в Приказ ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895, которым утверждены, в частности, формы налоговой отчетности по налогу на имущество организаций.

Такой вывод следует из анализируемого Письма. Разъяснение было дано в том числе в связи со вступлением в силу с 1 января 2015 г. изменений в Налоговом кодексе РФ, касающихся обложения налогом на имущество организаций объектов движимого имущества (подробнее об этом см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2015 года).

Комментируемое Письмо содержит также положения, касающиеся заполнения отчетности по налогу на имущество организацией - участником свободной экономической зоны при применении льготы в отношении имущества, учитываемого на балансе данной компании. В упомянутую строку в этом случае вносится код 2010258.

Подробнее о заполнении отчетности по названному налогу см. Практическое пособие по налогу на имущество организаций.

4. Отчетность в ПФР и ФСС РФ за 2014 г. разрешено подавать в скорректированные сроки

Информация ПФР от 05.01.2015

Информация ФСС РФ

Отчетность в ПФР за 2014 г. можно представить в бумажном виде не позднее 16 февраля 2015 г., в электронном - не позднее 20 февраля 2015 г. В отношении отчетности по взносам в ФСС РФ за 2014 г. применяются такие сроки: не позднее 20 января 2015 г. и не позднее 26 января 2015 г. соответственно. Данные выводы следуют из анализируемых документов.

Напомним, что с 1 января 2015 г. сроки подачи отчетности в ПФР и ФСС РФ скорректированы. Подробнее об этом см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2015 года. Поскольку указанная отчетность за 2014 г. представляется в текущем году, плательщики вправе использовать продленные сроки. Такой подход теперь подкреплен позицией контролирующих органов.

Анализируемые документы содержат и иные сведения, касающиеся, в частности, сдачи отчетности в электронном виде.

Подробнее о заполнении отчетности по страховым взносам см. Практическое пособие по страховым взносам на обязательное социальное страхование и Практическое пособие по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Дополнительно об изменениях порядка начисления и уплаты страховых взносов см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2015 года.

5. Предлагается ввести новые коды некоторых операций для ведения журнала учета счетов-фактур

Проект Приказа ФНС России "О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 14.02.2012 N ММВ-7-3/83@"

Планируется изменить перечень кодов видов операций, используемых для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, и применять его также при ведении книг покупок и продаж. Данные нововведения содержатся в проекте Приказа ФНС России (далее - Проект).

Согласно Проекту предполагается, в частности, изложить в новой редакции Приложение к Приказу ФНС России от 14.02.2012 N ММВ-7-3/83@. Так, некоторые коды операций предлагается присвоить в том числе операциям, которые сейчас имеют отдельный код. Это касается, например, операций, перечисленных в пп. 2 и 3 п. 1 ст. 146 НК РФ. Напомним, что на данный момент указанным операциям присвоены коды 07 и 08 соответственно. Планируемая редакция Приложения таких кодов не содержит: эти операции будут отражаться по коду 01 в составе операций по отгрузке (передаче) или приобретению товаров, работ, услуг, имущественных прав.

В Проекте предусмотрены и новые коды операций. Например, код 18 планируется присвоить операциям по составлению или получению корректировочного счета-фактуры, произведенным в связи с тем, что уменьшилась стоимость отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае снижения цен (тарифов) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав. Исключение составляют операции, отражаемые по коду 19. К таким операциям относится ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, с территории государств Евразийского экономического союза.

С текстом Проекта можно ознакомиться на сайте www.regulation.gov.ru (http://regulation.gov.ru/project/18784.html?point=view_project&stage=2&stage_id=15551).

Подробнее о ведении книг продаж и покупок, а также журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур см. Практическое пособие по НДС.

6. Из формы бухгалтерского баланса могут исключить строку для подписи главного бухгалтера

Проект Приказа Минфина России "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету"

Из формы бухгалтерского баланса планируется исключить строку, предназначенную для внесения подписи главного бухгалтера. Данное изменение предлагается в проекте Приложения к проекту Приказа Минфина России "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету", размещенном на сайте http://regulation.gov.ru (далее - Проект). Проект разработан с целью приведения нормативных правовых актов по бухучету в соответствие с Законом о бухучете.

Указанную строку планируется исключить и из отчетов о финансовых результатах, изменениях капитала, движении денежных средств, целевом использовании средств. Переименование отчета о прибылях и убытках в отчет о финансовых результатах, а отчета о целевом использовании полученных средств - в отчет о целевом использовании средств также предлагается в Проекте.

Напомним, что согласно ч. 8 ст. 13 Закона о бухучете бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после того, как ее экземпляр на бумажном носителе подпишет руководитель экономического субъекта.

Рассматриваемый проект содержит и иные изменения. С его текстом можно ознакомиться на сайте www.regulation.gov.ru (http://regulation.gov.ru/project/22017.html?point=view_project&stage=2&stage_id=15477).

Подробнее о порядке заполнения бухгалтерского баланса см. Практическое пособие по годовой бухгалтерской отчетности - 2014.

7. Даны рекомендации по переходу организаций госсектора на новые правила Инструкции N 157н

Письмо Минфина России от 19.12.2014 N 02-07-07/66918,

Письмо ФНС России от 30.12.2014 N НД-4-5/27238 "О доведении письма Министерства финансов Российской Федерации от 19.12.2014 N 02-07-07/66918"

Минфин России подготовил для организаций государственного сектора Методические рекомендации по переходу на новые положения Инструкции по применению Единого плана счетов (утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н).

Напомним, что в 2014 г. были внесены значительные изменения в Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, а также в Инструкцию по его применению (далее - Инструкция N 157н). Об основных нововведениях, касающихся указанных документов, подробнее см. выпуск обзора от 29.10.2014. Данные изменения применяются при формировании показателей объектов учета на последний день отчетного периода 2014 г., если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения (п. 2 Приказа Минфина России от 29.08.2014 N 89н).

Как разъяснило финансовое ведомство, учреждение вправе было принять решение о переходе на применение Инструкции N 157н как в целом (по всей совокупности новых положений), так и по отдельным положениям, исходя из условий проведения инвентаризации имущества с учетом организационно-технической готовности субъектов учета, но не позднее 31 декабря 2014 г. В связи с изменением методологии бухгалтерского (бюджетного) учета учреждение должно было в свою учетную политику 2014 г. внести соответствующие поправки (в том числе в рабочий план счетов, аналитический учет).

В комментируемом Письме приведены бухгалтерские записи для отдельных операций и указано, что первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, сформированные учреждением с 1 января 2014 г. до даты перехода на новые положения Инструкции N 157н, переоформлению и (или) исправлению не подлежат.

ЗАО "Консультант Плюс"