Все
разделы

Публикации

Аутсорсинг отчетности по МСФО: плюсы и минусы

Перед менеджментом компаний, которые начинают переходить на учет по МСФО, встает вопрос, принимать ли специалистов в штат компании или прибегнуть к аутсорсингу – поручить составление отчетности по МСФО специализированной организации.

Компании, практикующие составление отчетности по МСФО, постоянно озадачены оптимизацией данного процесса и периодически пробуют разные варианты – полностью поручают работу независимым консультантам либо формируют отчетность своими силами или же совмещают работу своих и внешних специалистов. Рассмотрим плюсы и минусы аутсорсинга составления отчетности по МСФО, а также на что стоит обратить внимание при заключении договора об аутсорсинге.

каждым годом законодательством расширяется список компаний, обязанных составлять отчетность по МСФО. Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» установлено, что консолидированную финансовую отчетность, составленную по МСФО, за 2012 год были обязаны представлять только кредитные и страховые организации, а также организации, чьи ценные бумаги включены в котировальные списки организаторов торгов. Теперь же, начиная с отчетности за 2015 год, обязаны составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность, составленную по МСФО, также негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговые организации.

Всем им предстоит решить задачу – организовать отдел по МСФО или отдать функцию составления международной отчетности на аутсорсинг.

Плюсы аутсорсинга

Принять решение легче, взвесив все за и против. Рассмотрим положительные стороны аутсорсинга.

Снижение трудозатрат компании. Трудозатраты – это количество времени, которое трудовые ресурсы (сотрудники компании) должны потратить для выполнения поставленной задачи. При составлении отчетности по МСФО, например, раз в год специалист компании затратит больше часов, вспоминая, что и как нужно собрать, трансформировать, исключить. Порой требуются особые знания и навыки при работе с таблицами MS Excel, которыми в течение года сотрудник может и не пользоваться.

Внешние специалисты «заточены» под составление отчетности по МСФО, и их навыки со временем становятся только лучше. У компании-аутсорсера в процессе работы на рынке сформировалась своя методологическая база, она отслеживает изменения в законодательстве, а сотрудники постоянно проходят повышение квалификации. У них есть опыт составления отчетности компаниям с различными видами бизнеса. Особенно это актуально при первом переходе на МСФО, когда руководство компании часто не знает, с чего начать.

Относительно низкая стоимость. Благодаря аутсорсингу, компания экономит на оплате труда собственных штатных специалистов, на повышении квалификации, обучении специалистов по МСФО. Если заглянуть на сайты, специализирующиеся на поиске работы и специалистов, очевидно, что оплата труда специалиста по МСФО сопоставима с вознаграждением главного бухгалтера.

Для предприятий с ограниченным бюджетом держать в штате квалифицированного специалиста по МСФО может быть довольно затратным, а неопытного и неграмотного специалиста иметь в своем коллективе никто не захочет. Конечно, стоимость аутсорсинга будет зависеть от объемов выполняемых работ, сферы деятельности компании и сроков выполнения.

Гарантия выполнения работы в установленный срок. Штатный сотрудник может заболеть, уволиться в самый неожиданный момент, а если он единственный специалист по МСФО в компании – подменить его будет некем, что повлечет за собой возможность срыва подготовки отчетности. Если же составление отчетности поручено специализированной организации, то она должна быть готова в сроки, установленные договором, и болезнь одного или нескольких сотрудников специализированной организации никоим образом не должна повлиять на сроки сдачи работ по договору. У аутсорсера всегда есть возможность привлечь дополнительных сотрудников.

Возможность привлечения экспертов. Зачастую при подготовке отчетности по МСФО необходимы специалисты-эксперты, например оценщики или актуарии. Без оценки имущества не обойтись при первом применении МСФО. Такие эксперты могут быть у самого аутсорсера, и в случае необходимости их привлечения вопросы внутри одной компании будут решаться оперативнее.

Независимость и объективность. Аутсорсеры при составлении отчетности независимы и объективны в своих суждениях, на их точку зрения не влияет мнение руководства клиента. Внешний специалист сможет посмотреть свежим взглядом на старую проблему компании. Внешние специалисты трудятся в команде и стараются выработать оптимальные подходы к составлению отчетности.

Минусы аутсорсинга

Как известно, где плюсы, там и минусы. Разберемся, каковы отрицательные стороны у подобной организации составления отчетности по МСФО.

Относительно высокая стоимость при регулярной подготовке отчетности. При необходимости регулярной (ежемесячной, ежеквартальной) подготовки отчетности по МСФО стоимость услуг аутсорсеров обойдется компании дороже, чем оплата труда собственных специалистов.

Отсутствие оперативности, увеличение сроков подготовки отчетности. Подготовка данных для отчетности, сбор информации, согласование ее руководством, собственниками требуют определенного времени, что нередко приводит к затягиванию процесса подготовки отчетности и продлению сроков выполнения работ.

Необходимость в администрировании процесса подготовки отчетности. Процесс составления отчетности внешними специалистами необходимо контролировать. На период подготовки отчетности из лиц руководящего состава необходимо определить человека, отвечающего за взаимодействие с внешними специалистами, за точность и своевременность подготовки для них информации, контроль над сроками выполнения работ. В таком случае данное лицо будет нести дополнительную трудовую нагрузку и частично не сможет выполнять свою основную работу. Более того, такой человек из руководящего состава должен обладать полной информацией о деятельности компании, быть знакомым с РСБУ и МСФО хотя бы в теории. Для снижения нагрузки на такого сотрудника в период подготовки отчетности по МСФО целесообразно перераспределять его должностные обязанности между другими сотрудниками.

Необходимость понимать специфику деятельности компании. При подготовке отчетности аутсорсерам требуется понимать, чем именно занимается клиент, правильно квалифицировать те или иные операции. Если информация о существенных для МСФО событиях в деятельности компании будет донесена до внешних специалистов некорректно либо не будет донесена совсем, то отчетность получится недостоверной и не будет отражать реального положения компания. Компании, готовящие отчетность по МСФО, часто занимаются непростым бизнесом – промышленным производством нестандартной продукции, разработкой НИОКР, научными исследованиями, инвестиционной деятельностью. Внешние специалисты, безусловно, не могут детально знать бизнес конкретной компании. Собственные же сотрудники чаще всего лучше знают компанию, в которой они работают.

Риск утечки информации. При аутсорсинге компания вынуждена предоставлять конфиденциальные данные внешним специалистам. Во избежание рисков утечки информации в договоре аутсорсинга рекомендуется прописывать гарантии соблюдения конфиденциальности информации, оговаривать ответственность за проделанную работу. При выборе аутсорсера следует изучить имеющуюся информацию о нем в интернете, его деловую репутацию, известность на рынке. Более того, в случае разрыва по каким-либо причинам отношений с аутсорсером данные о трансформации отчетности предыдущих лет могут быть не переданы компании либо переданы в ограниченном объеме. В результате будет сложно определить, каким образом получена та или иная строка отчетности. Такие ситуации тоже следует оговаривать при заключении договора.

Неприемлемость аутсорсинга при выборе параллельного учета. Если компания выбрала для себя способ параллельного учета фактов хозяйственной жизни по РСБУ и МСФО, а не трансформацию – реклассификацию статей отчетности РСБУ и внесение корректировок в эти статьи, стоит сформировать собственный отдел по МСФО, а не прибегать к аутсорсингу. Параллельный учет позволяет сформировать отчетность по МСФО, различные расшифровки и анализы в оперативном режиме в соответствии с потребностями руководства, собственников, кредиторов. При этом финансовый результат по МСФО становится более предсказуемым, что дает возможность своевременно принимать соответствующие управленческие решения.

На что следует обратить внимание при заключении договора аутсорсинга

Если принято решение отдать на аутсорсинг составление отчетности по МСФО, надо понять, с чего начать, как не ошибиться при выборе компании-аутсорсера. Рассмотрим основные моменты, которые следует учесть при заключении договора.

Правовой статус компании-аутсорсера. Перед заключением договора аутсорсинга для минимизации своих рисков необходимо собрать информацию о потенциальном исполнителе работ. Это можно сделать как напрямую, поинтересовавшись у компании-аутсорсера, так и косвенно, проанализировав данные в интернете. У компании напрямую следует запросить комплект учредительных документов, поинтересоваться размером уставного капитала, проанализировать финансовое состояние компании. Порядочная компания не будет утаивать такую информацию. Кроме того, ее всегда можно сопоставить со сведениями в интернете.

Персонал. Следует поинтересоваться и о персонале компании: узнать о численности, возрасте сотрудников, их образовании, наличии дипломов, сертификатов в области подготовки отчетности по МСФО. От степени их квалификации будет зависть качество услуг.

Предмет договора. Одним из существенных условий при заключении договора является его предмет. В договоре должно быть четко прописано, что именно входит в перечень услуг, выполняемых работ. Расплывчатое описание предмета договора может привести к различному толкованию его содержания, а впоследствии – к спорам и конфликту между сторонами.

Максимальная детализация прав и обязанностей сторон. В договоре необходимо детально прописать права и обязанности сторон, описать порядок взаимодействия между внешними сотрудниками и ответственными лицами от компании-клиента.

Последствия оказания некачественных услуг. Никто не застрахован от ошибок. Впоследствии в отчетности по МСФО, составленной аутсорсерами, могут всплыть ошибки, неточности, неверная квалификация операций. Поэтому в договоре целесообразно предусмотреть последствия случаев некачественного выполнения работы.

Конфиденциальность. Как уже было упомянуто, при аутсорсинге компания вынуждена предоставлять конфиденциальную информацию о своей деятельности, о своем персонале внешним специалистам. Во избежание рисков утечки информации в договоре аутсорсинга рекомендуется прописывать гарантии соблюдения конфиденциальности информации.

Резюме

Каждая компания должна сделать свой выбор. Единого для всех правильного решения не существует. При выборе – аутсорсинг или собственные силы – необходимо исходить из периодичности и целей подготовки отчетности по МСФО, организационной структуры компании, отрасли, величине и сложности бизнеса. Просто необходимо пробовать.

Аутсорсинг имеет свои очевидные положительные и отрицательные стороны. В случае надлежащей организации контроля над возникающими рисками кажущиеся минусы можно нейтрализовать и процесс подготовки отчетности по МСФО пройдет гладко.

Анна Меньшикова аудитор департамента аудита ООО «Бейкер Тилли Русаудит», «МСФО на практике»